Детская ложь. Когда ребенок обманывает?

Прием ведет детский
и подрастковый психолог:

Детский психолог

Шалапанова Владислава
Олеговна
Более 10 лет опыта работы
с детьми, подростками и их
родителями в области психологии
Подробнее о детском психологе

Узнать подробности Вы можете
по телефону (812) 640-38-55.

Вопрос-ответ: задайте вопрос
детскому психологу

Наверное, нет такой семьи, где бы родители хотя бы раз не сталкивались с обманом ребенка. Столкнувшиеся с такой проблемой, многие родители пребывают в растерянности и не знают, как им дальше строить отношения с ребенком, уличенным во лжи. Можно ли ему теперь верить, наказывать ли его?

Не спешите принимать решение: прежде всего, попытайтесь разобраться в мотивах, побудивших ребенка солгать. Иногда родители сами провоцируют ребенка на ложь: строго наказывают, обходятся несправедливо, подают пример лживого поведения. Давайте попробуем разобраться в причинах детской лжи.

Чаще всего дети используют ложь как защиту от неприятных последствий (наказания, стыда) для себя или кого-то значимого (друзей, одноклассников). Дети часто боятся гнева, наказания, непринятия со стороны взрослых. Как правило, по этой причине лгут дети, которые уже сталкивались с серьезными наказаниями, унижением, получали обидные оценки в свой адрес. Поэтому им просто страшно сказать правду о полученной двойке, разбитом стекле или случившейся драке.

Осознанно использовать ложь как защиту, ребенок может научиться только у взрослых. Именно близкие подают ему пример как можно избежать неприятных последствий. Например, папа просит ребенка сказать, что его нет дома, чтобы избежать разговора с начальником, мама пишет записку в школу, что сын или дочь плохо себя чувствовали и поэтому не пошли в школу, хотя на самом деле просто проспали. Ребенок все замечает, понимает и учится у окружающих взрослых способам выхода из трудной ситуации. Поэтому очень важно, чтобы окружающие взрослые были честны между собой и с ребенком. Только личным примером можно научить ребенка говорить правду.

Одним из вариантов защиты может быть непризнание тех или иных событий, которые происходили с ребенком. Когда происходящее вызывает сильные негативные чувства (стыд, обиду, боль) проще сказать, что этого не было, и таким образом защитить себя от неприятных чувств. В этом случае ребенку настолько тяжело признать факты собственной жизни, что он порой сам начинает верить в придуманную реальность.

Вторая распространенная причина лжи – желание получить то, что никакими другими способами ребенок получить не может. Чаще всего это внимание и признание окружающих, поднятие своего статуса в коллективе. Не найдя другого способа, ребенок стремиться приукрасить свои успехи и достижения, представить в выгодном свете своих родных, преувеличить материальный достаток семьи и т.д. Так действуют дети, которые не уверены в собственной ценности, в том, что без приукрашивания своих достоинств они могут завоевать симпатию и уважение окружающих. Родители подталкивают ребенка к использованию лжи - часто критикуя его, предъявляя завышенные требования, проявляя недостаточно внимания и заботы. Не принимают ребенка таким, какой он есть, стремятся его переделать.

Помните, если ребенок врет – значит, у него есть проблемы, и он не знает, как с ними справиться.

Что же делать, если вы уже столкнулись с обманом:

  • Попытайтесь понять причину лжи и откровенно поговорить с ребенком.
  • В разговоре сделайте акцент на том, что вы очень расстроены тем, что вас обманули (может быть даже больше, чем неблаговидным поступком),
  • Если решили наказывать, то наказывайте в первую очередь за обман, объяснив ребенку причину наказания.
  • Очень важно избежать в разговоре оскорблений, криков, унижений в адрес ребенка. С их помощью вы можете сформировать у ребенка страх вашей реакции на его неудачи и неблаговидные поступки, и в будущем ребенок может снова попытаться солгать.

Если ребенок солгал, чтобы защитить себя от последствий:

  • Вместе разберите поступок, который скрыл ребенок. Найдите пути выхода из ситуации (например, проговорите с ребенком, какие шаги нужно предпринять, чтобы исправить двойку) и что можно сделать, чтобы ситуация в будущем не повторилась.
  • Дайте понять, что неудачи и ошибки бывают у каждого, в том числе и у вас, что в этом нет ничего страшного. Важно, чтобы ребенок почувствовал, что вы готовы ему помогать, что любите и принимаете его таким, какой он есть и не отвернетесь от него.

Если ребенок солгал, чтобы получить то, что другим способом он получить не мог:

  • Откровенно поговорите с ним о том, чего хотел добиться ребенок, выдавая фантазии за реальность, и что из этого получилось,
  • Постарайтесь найти другие пути достижения желанной для ребенка цели (например, чтобы получить признание сверстников, можно научиться хорошо делать что-либо: играть в футбол, заплетать американские косички и т.д.)
  • Если по какой-либо причине достичь желаемого невозможно, объясните ребенку причины и поддержите его (например, тем, что его желание может осуществиться в будущем).

Надеюсь, что наши советы помогут вам выйти из сложной ситуации. Если чувствуете, что не можете справиться самостоятельно – приходите на консультацию к психологу.

Шалапанова Владислава Олеговна, детский психолог

Поделиться:

Записаться на консультацию к детскому психологу Вы можете по телефону (812) 640-38-55,
а также Вы можете задать вопрос специалисту, заполнив форму ниже.



Имя*
E-mail*
Телефон*
Удобное время для звонка   
Сообщение*
Защита от спама*
Консультации

Индивидуальная консультация психолога / психотерапевта
Семейный психолог: консультации
Консультация сексолога /
сексопатолога
Детский и подростковый психолог: диагностика и консультации
Коучинг (лайф коучинг)
Логопед для взрослых
Логопед для ребенка
Психологическая диагностика
Профориентация для подростков и взрослых
Индивидуальная программа по снижению веса и коррекции пищевой зависимости


Сотрудничество

Работа в Fidem


Контакты

Телефон

Санкт-Петербург,
Малоохтинский проспект, д. 61А,
БЦ «Александр Невский», 3 этаж
Карта проезда


Лицензия на осуществление медицинской
деятельности № 78-01-002884

Центр Прогрессивных Технологий FIDEM — психотерапия и логопедия © 2008-2017, Санкт-Петербург / СПб