Как помочь гиперактивному ребенку?

Каких детей называют гиперактивными?

Прием ведет детский
и подрастковый психолог:

Детский психолог

Шалапанова Владислава
Олеговна
Более 10 лет опыта работы
с детьми, подростками и их
родителями в области психологии
Подробнее о детском психологе

Узнать подробности Вы можете
по телефону (812) 640-38-55.

Вопрос-ответ: задайте вопрос
детскому психологу

Гиперактивными обычно называют чрезмерно подвижных детей, которые не могут долго усидеть на одном месте и сконцентрироваться на каком-либо деле. Диагноз гиперактивность должен ставить врач (обычно это невролог или невропатолог) на основе специальных исследований, но есть некоторые признаки, которые могут заставить родителей насторожиться и обратиться за помощью к специалистам. Давайте рассмотрим их подробнее.

Дети с синдромом гиперактивности постоянно находятся в движении (прыгают, бегают, пытаются куда-нибудь залезть). Если же им приходится сидеть на одном месте: теребят что-либо в руках, вертятся, бесцельно двигают ногами, вскакивают с места и т. д. Они не могут тихо играть или чем-либо заниматься длительное время, постоянно отвлекаются, быстро бросают начатую игру или задание, не доводят дело до конца.

Чрезмерно активные дети обычно импульсивны, часто действуют, не задумываясь о последствиях своих поступков, они могут вскочить с места во время занятия, неожиданно влезть в разговор взрослых, выйти из игры в самый ее разгар.

Как правило, такие дети страдают нарушениями внимания, им сложно сконцентрировать и удерживать его на чем-либо, они рассеянны и не организованны. Часто забывают и теряют вещи.

У них слабо развиты движения пальцев и кистей рук, это выражается в том, что дети-дошкольники испытывают значительные сложности при застегивании пуговиц, завязывании шнурков, собирании мозаик и мелких конструкторов, старшие дети, уже обучающиеся в школе, не могут аккуратно выполнять задания в тетрадях, тяжело овладевают навыками письма.

Пример: Даня, 7 лет.

Очень любит шумные игры: догонялки, жмурки. Когда играет со сверстниками, постоянно кричит, часто нарушает правила, ему быстрее других надоедает игра, и он выходит из нее, забыв предупредить об этом товарищей.

В общении, даже со взрослыми, часто перебивает, может не слушать ответов на вопросы, которые сам же задал. Так же внезапно, как начал, без видимых причин, может прекратить беседу.

Когда мама пытается заняться с ним спокойной игрой, например, собрать пазл, то Даня сначала соглашается и с удовольствием начинает выполнять задание, но по прошествии нескольких минут бросает начатое дел. Если мама настаивает чтобы он закончил начатое, сердится и начинает ломать и разбрасывать то, что уже собрано.

Выше описанные проявления поведения обусловлены специфическими свойствами нервной системы детей с гиперактивностью, преобладанием в коре головного мозга процессов возбуждения над процессами торможения и другими физиологическими особенностями. Такие дети не могут самостоятельно контролировать и регулировать свое поведение, даже если очень хотят. После замечания ребенок может прекратить нежелательное поведение, но только на короткое время. Часто родители, не понимая причины неадекватного поведения ребенка, пытаются строго требовать, наказывать в случае невыполнения правил поведения, но эти меры не приводят к улучшению поведения ребенка. Поэтому важно понимать, какие проблемы, связанные с синдромом гиперактивности и нарушением внимания, могут испытывать дети.

Проблемы гиперактивного ребенка

Жалобы на поведение гиперактивного ребенка начинаются еще в детском саду. Воспитатели рассказывают родителям, что ребенок плохо ведет себя на занятиях, не реагирует на замечания, все время мешает другим детям. Но наиболее остро проблемы с проведением встают, когда ребенок идет в школу.

Так как гиперактивный ребенок не может самостоятельно регулировать и контролировать свое поведение, он часто ведет себя на уроках неадекватно: постоянно вертится на стуле, мешает выполнять работу другим ученикам, может вскакивать с места и ходить по классу, выкрикивать ответы, когда его не спросили и т.д.

Страдая нарушениями внимания, они часто пропускают объяснения учителя, не могут до конца выполнить задание, допускают множество ошибок. Особенно ярко это проявляется, когда необходимо заниматься трудным или неинтересным для ребенка делом (например, письменными уроками, выполнением домашних заданий). Вместе с тем гиперактивный ребенок может долго заниматься теми играми, которые ему нравятся.

Таким образом, ребенок не в состоянии выполнить требования школьного образования. От природы обладая средними или хорошими умственными способностями, такой ученик в ситуации школьного обучения не может проявить их в полной мере, поэтому часто учится хуже сверстников с такими же интеллектуальными данными.

Будучи по своей природе активным и общительным, чрезмерно подвижный ребенок, тем не менее, испытывает трудности в отношениях с родителями, ровесниками, учителями. Ему сложно в разговоре выслушивать других, соблюдать правила в игре, долго и последовательно заниматься чем-либо, все это приводит к конфликтам и ссорам.

Ощущение собственной неуспешности приводят ребенка к тому, что он перестает верить в свои силы и возможности. Остро чувствуя и переживая свою беспомощность и не способность хорошо справляться с различными заданиями, гиперактивные дети могут очень бурно реагировать на замечания и негативные оценки окружающих, отказываться от выполнения сложных заданий, бояться пробовать свои силы в новых делах.

Как же помочь ребенку?

Справиться в одиночку с такой непростой проблемой как гиперактивность не представляется возможным и поэтому важно знать к кому близкие ребенка могут обратиться за помощью.

В начале статьи мы упоминали о том, что диагноз гиперактивность ставит врач, он же может назначить лекарства, которые будут способствовать регуляции процессов торможения и возбуждения в коре головного мозга. Кроме того, медики могут назначить препараты, которые стимулируют действие познавательных процессов, в том числе внимание и умственную деятельность. Это поможет ребенку быть более спокойным и сосредоточенным во время занятий. Но не стоит забывать о том, что принимать лекарства постоянно нельзя. Поэтому, хотя в период приема медикаментов поведение ребенка улучшается, необходимо продолжать придерживаться особой линии воспитания и следовать педагогическим рекомендациям.

Повысить устойчивость и концентрацию внимания, снизить отвлекаемость помогут специальные развивающие занятия с детским психологом. Выше мы говорили, что у гиперактивных детей часто заниженная самооценка, они не уверены в себе, тревожны, испытывают трудности в общении с взрослыми и сверстниками. Справиться со всеми этими проблемами ребенку также может помочь психолог.

Родителям очень важно быть в контакте с педагогами ребенка, воспитателями и учителями. Во-первых, достигнув взаимопонимания с педагогами, вы можете заручиться их поддержкой и вместе вырабатывать линию поведения по отношению к ребенку, опираясь на профессиональные советы специалиста. Во-вторых, педагоги могут помочь ребенку преодолеть трудности формирования навыков рисования, письма, счета, стать более организованным и дисциплинированным.

Уважаемые родители, бабушки и дедушки, вы очень поможете своему ребенку, если поймете, что такие симптомы, как чрезмерная подвижность и активность, импульсивность, невнимательность могут быть сглажены при правильном построении отношений с ребенком. Помните, с годами повышенная активность уменьшается, но нарушения внимания остаются (иногда вплоть до взрослого возраста), значит, вам придется набраться терпения и настроиться на преодоление трудностей в течение нескольких лет, которые могут растянуться до конца школьного обучения. Будьте терпеливы и доброжелательны, и ваш ребенок обязательно порадует вас своими успехами.

Поделиться:

Записаться на консультацию к детскому психологу Вы можете по телефону (812) 640-38-55,
а также Вы можете задать вопрос специалисту, заполнив форму ниже.



Имя*
E-mail*
Телефон*
Удобное время для звонка   
Сообщение*
Защита от спама*
Консультации

Индивидуальная консультация психолога / психотерапевта
Семейный психолог: консультации
Консультация сексолога /
сексопатолога
Детский и подростковый психолог: диагностика и консультации
Коучинг (лайф коучинг)
Логопед для взрослых
Логопед для ребенка
Психологическая диагностика
Профориентация для подростков и взрослых
Индивидуальная программа по снижению веса и коррекции пищевой зависимости


Сотрудничество

Работа в Fidem


Контакты

Телефон

Санкт-Петербург,
Малоохтинский проспект, д. 61А,
БЦ «Александр Невский», 3 этаж
Карта проезда


Лицензия на осуществление медицинской
деятельности № 78-01-002884

Центр Прогрессивных Технологий FIDEM — психотерапия и логопедия © 2008-2017, Санкт-Петербург / СПб