Если ребенок плохо читает. Дислексия.

Если ребенок плохо читает. Дислексия.

Нередко родители замечают у своего ребенка серьезные трудности при чтении. Чтобы понять, нуждается ли ваш маленький школьник в дополнительной помощи специалистов, обратите внимание на ошибки, которые он допускает.

ГРУППЫ ОШИБОК ПРИ НАРУШЕНИИ ЧТЕНИЯ:

1. Ребенок не понимает прочитанный текст (механическое чтение)

2. Ошибается при согласовании слов (СЕМЬ МЯЧОВ, КРАСНАЯ КРЕСЛО).

3. Пропускает, добавляет, переставляет звуки и слоги (смотря, например, на слово ЗИМА, школьник может прочитать ЗЕМЛЯ).

4. Заменяет звуки близкие по звучанию: звонкие на глухие и наоборот (БОЧКА - ПОЧКА, ДОМ - ТОМ); и другие звуки (Ч-Т, Ч-Ц).

5. Заменяет похожие буквы (X — Ж, М — Н, Б — В, Ш – Щ - Ц). Например, читая слово ЩЕТКА, ребенок затрудняется, как назвать первую букву (Ш или Щ, или даже Ц).

6. Читает буквы поочередно, отрывисто — вместо необходимого слияния звуков (Р. Ы. Б. А).

Если ребенок допускает такие ошибки, возможно, у него ДИСЛЕКСИЯ (нарушение чтения). Обратите внимание, что при этом ошибки имеют повторяющийся, стойкий характер.

Такие дети могут иметь успехи в каких-либо других сферах деятельности, но при освоении чтения неизбежно возникают проблемы. У ребенка не получается списать текст без ошибок, он с трудом пересказывает прочитанный текст (или совсем не может пересказать), читает очень медленно, во время письма может необычно держать ручку или карандаш.

Неудивительно, что при таких нарушениях ребенок не любит читать вслух или писать. Также вы можете заметить у своего чада довольно неуклюжие движения, трудности в определении левой и правой стороны. К данным характеристикам часто добавляется плохая память, импульсивность, гиперактивность (иногда, наоборот, заторможенность), плохой почерк, невнимательность, отставание в обучении письму и чтению от одноклассников.

СЛУЧАИ ИЗ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ:

Гордей, 9 лет

В ходе обследования были выявлены трудности с вниманием, зрительным и слуховым восприятием, памятью; сложности с пониманием прочитанного текста, особенно, если в тексте сложные предложения. С 5 лет посещал логопедические занятия для устранения общего недоразвития речи.

В результате коррекционных занятий с логопедом у Гордея повысилась успеваемость в школе по чтению, русскому языку, окружающему миру; улучшились концентрация и устойчивость внимания.

Никита, 8 лет

В школе испытывал трудности с усвоением русского языка; читал очень быстро, не внятно, не выделяя границ предложений; в результате чтения информацию получал неточную, так как часто заменял буквы и слова; на занятиях с трудом концентрировал внимание и лишь на короткое время.

После занятий с логопедом читать стал в умеренном темпе, интонационно правильно, четко понимая, что прочитал.

Роман, 11 лет

В дошкольном возрасте речь была невнятная, неразборчивая, содержала много грамматических ошибок. Обращались к логопеду ещё в детском саду, но в логопедической помощи было отказано, так как изолированно ребенок произносил все звуки правильно. В школе возникли проблемы с чтением и письмом: заменял, путал буквы, читал медленно, с трудом понимал прочитанный текст. При написании диктантов в начальных классах допускал много орфографических ошибок, заменял, пропускал буквы. Испытывал большие трудности при написании изложения. Читал с ошибками.

После месяца занятий с логопедом при чтении стал замечать и исправлять свои ошибки. Стал правильно строить сложные предложения. Продолжает занятия.

ПРИЧИНАМИ ДИСЛЕКСИИ МОГУТ БЫТЬ:

  • Наследственная предрасположенность.

Речь идет о врожденной форме дислексии. Если у кого-либо из родителей имело место данное нарушение, стоит внимательнее присматриваться к малышу и пройти диагностику у логопеда при малейших подобных признаках.

  • Органические причины.

В случае повреждения определенных зон головного мозга, которые участвуют в процессе чтения.

  • Функциональные причины.

Здесь можно выделить внутренние и внешние факторы.

Внутренние - это частые и длительные заболевания.

Внешние – задержка речевого развития ребенка (ЗРР), двуязычие (билингвизм), неправильная речь близкого окружения.

  • Патологические факторы.

Осложнения в период беременности, родов, либо позже - в первый год жизни малыша.

КАК ВЫЯВЛЯЕТСЯ ДИСЛЕКСИЯ?

Для выявления дислексии специалист проводит диагностику устной и письменной речи, а также познавательных процессов. Логопед внимательно изучает особенности развития ребенка, в частности формирование речи, диагностирует состояние речевой и ручной моторики; отмечает успеваемость в школе по чтению, русскому языку и другим предметам. По итогу приема озвучивается заключение, при этом рекомендации могут включать дополнительную диагностику у детского невролога или других специалистов.

КОРРЕКЦИЯ ДИСЛЕКСИИ

Можно ли избавиться от этого нарушения? Да, важно лишь понять, что для устранения этой проблемы необходима целенаправленная коррекционная работа нескольких специалистов (логопед, дефектолог, невролог). От ее результативности зависит, прежде всего, то, насколько успешно у ребенка сложится учеба в школе. Чем раньше будет начата работа, тем более высокие результаты вас ожидают.

Во время занятий исправляются недостатки как устной, так и письменной речи, совершенствуются познавательные процессы. Выполняя с ребенком задания, не перегружайте его. Усвоение любой информации должно проходить в благоприятной обстановке, не вызывая у школьника негатив.

ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ЧТЕНИЯ

Чтобы предупредить дислексию, необходимо с дошкольного возраста проводить занятия по развитию внимания, мышления, памяти, мелкой моторики и пространственного восприятия. Например, такие игры, как «Найди отличия», «Покажи правильную тень», «Найди гласные буквы» очень нравятся детям и помогают развитию зрительных представлений, предупреждают ошибки по замене букв.

Важно своевременно выявлять у детей нарушения речи, проводить их коррекцию, проводить подготовку к освоению грамоты.

Мы рекомендуем с раннего возраста выполнять упражнения для овладения грамотной речью и письмом; использовать развивающие игры для развития познавательных процессов у детей, которые помогают размышлять и познавать окружающий мир. Например, интересны и полезны игры «Вставь пропущенную букву», «Реши кроссворд». Играйте вместе с детьми!

Логопед центра Fidem


Поделиться:

Узнать подробнее об услугах Центра и записаться на прием можно по телефону (812) 640-38-55, написав в Whatsapp или , или заполнив форму ниже.




Имя*
E-mail*
Телефон*
Удобное время для звонка   
Сообщение*
Защита от спама*
Услуги Центра

Консультация психолога онлайн
Индивидуальная консультация психолога / психотерапевта
Семейный психолог: консультации
Консультация сексолога /
сексопатолога
Детский и подростковый психолог: диагностика и консультации
Коучинг (лайф коучинг)
Логопед для взрослых
Логопед для ребенка
Психологическая диагностика
Профориентация для подростков и взрослых


Сотрудничество

Работа в Fidem


Контакты
Центр Прогрессивных Технологий FIDEM — психотерапия и логопедия © 2008-2024, Санкт-Петербург / СПб