Чего ожидать от консультации психолога или психотерапевта?

Психолог, психотерапевт – сейчас, наверное, нет человека, который хотя бы раз не слышал эти слова. Но вот, что может дать обращение к подобным специалистам многие представляют смутно.

«Психолог и психотерапевт: кого выбрать?»

Между психологом и психотерапевтом есть существенная разница и в образовании, и в способах, которые они могут применять для оказания помощи, и в проблемах, которые они помогают решить. Но есть и сходство: и те, и другие могут работать со здоровыми людьми, способствовать преодолению сложных жизненных ситуаций своих клиентов и пациентов, применять схожие, не лекарственные, методы помощи, работать в русле одного из психотерапевтических подходов (гуманистического, экзистенциального, психоаналитического и т.д.)

В России по законодательству психотерапевтом может называться только человек с медицинским образованием по специальности лечебное дело, прошедший дополнительную подготовку по психотерапии. Такой специалист при необходимости может назначать лечение и выписывать медицинские препараты. Психологи же чаще имеют высшее гуманитарное образование, и в зависимости от полученного диплома их деятельность может лежать в различных областях от психологического консультирования до проведения бизнес-тренингов. Психологи, ориентированные на оказание индивидуальной, семейной или групповой помощи, как правило, также имеют подготовку в области нелекарственных психотерапевтических методов: арт-терапии, гештальт-терапии, песочной терапии и т.д.

В данной статье мы больше подразумеваем оказание помощи здоровым людям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации и, учитывая схожесть вышеописанных профессий, будем обращаться к слову «психолог», понимая под ним специалиста, использующего немедицинские способы решения проблемы.

«Я не пробовал, но точно знаю, что мне это не поможет».

Стоит ли вообще обращаться за помощью к человеку, не являющимся непосредственным участников сложившегося положения? Мнения по этому вопросу кардинально разнятся. Кто-то считает, что все это не более, чем дань моде и не может принести реальной пользы. Кто-то полагает: наверное, кому-то это и может помочь, но лично ему вряд ли. Хотя бы потому, что никто не может знать человека лучше его самого. И отчасти будет прав, но об этом чуть позже. Кто-то ожидает волшебного преображения или, хотя бы, четкого понимания, как решить возникшие сложности, отводя на достижение результата одну-две встречи с психологом. В общем, вариантов того, что может (или не может) дать обращение к специалисту множество и не всегда они совпадают с реальностью.

Так на что же можно рассчитывать, обращаясь за помощью к психологу? Давайте начнем с того, что может дать однократное посещение специалиста.

«Я готов посетить психолога только один раз, значит, не стоит и идти?»

Первая встреча клиента с психологом всегда очень важна. Как правило, эта встреча двух ранее не знакомых друг с другом людей, один из которых пришел говорить о сокровенном и глубоко личном. Это не всегда бывает просто. Множество чувств от тревоги до страха, от волнения до стыда, от интереса до ощущения безнадежности может испытывать клиент. Разные мысли его посещают: как начать, о чем стоит говорить, а о чем – пока умолчать, правильно ли он поступает, смогут ли ему здесь помочь и т.д. Не все могут сразу говорить о том, что их беспокоит, им надо время, чтобы присмотреться к тому конкретному человеку, который стоит за словом «психолог». Начинается установление контакта между двумя людьми.

И вот пришла пора говорить о причине визита. Прояснение цели обращения порой может занять все пространство первой встречи. Например, пришел человек, у которого никак не получается наладить отношения с коллегами. Вопрос специалиста: «Каким конкретно вы хотите видеть свое взаимодействие на работе?», - способен поставить в тупик. Но ведь, если для одного счастье, если его не трогают и просто не мешают выполнять свои обязанности, для другого – необходимо признание и уважение коллег, а для третьего важно быть частью команды и иметь дружеское, на равных общение. Поэтому психолог уточняет, исследует, переформулирует, стремясь максимально точно понять потребность клиента и определить цель работы. Неправильно сформулированная задача по определению не может иметь верного решения.

Для клиента это тоже большая работа. Через нее можно больше понять о своих желаниях, увидеть важные детали ситуации, на которые раньше не обращал внимания. Посмотреть на свою проблему иначе, с другого ракурса. Порой уже этого достаточно, чтобы определить путь дальнейшего движения.

«Я готов работать с психологом, что дальше?»

Запрос (а именно так на психологическом языке называется цель обращения) определен и дальше необходимо прояснить, как именно будет происходить общение, как часто и сколько примерно встреч понадобиться, чтобы достичь результата. Специалист обязательно расскажет все ключевые моменты. Но у каждого из нас есть свои собственные важности и необходимости. Один человек, чтобы начать доверять специалисту, должен знать были ли у него уже люди с подобными проблемами, другой – хочет получить подтверждение квалификации, третий – выяснить за счет чего создается тот результат, который планируется достичь и т.д. Когда обговаривается своеобразный договор между психологом и клиентом, самое время задать все волнующие вопросы.

Например, клиент ожидал, что его будут учить каким-то конкретным техникам или способам решения существующей проблемы, но сказать об этом, то ли постеснялся, то ли не счел нужным. В ходе встречи происходит длинный разговор с множеством вопросов, цель которых ему не ясна. Конечно, можно утешить себя тем, что специалисту виднее и, скорее всего, обратившийся вынесет для себя из разговора что-то полезное. Но то главное, зачем он пришел, клиент все-таки не получит. Совсем другой вариант, когда заранее озвучено, что итогом встречи должен стать конкретный ответ на тему: «Что делать?». Грамотный специалист вряд ли даст вам готовый совет и на то есть множество причин, но он может помочь найти какие-то пути выхода из сложившегося положения.

В любой момент, когда бы не возникли у клиента вопросы: к ходу психотерапевтической работы, к личности специалиста, к режиму встреч - важно их задать. Часто психологи сами запрашивают у клиентов так называемую обратную связь: понятно ли я говорю, подходит ли вам то, что я предлагаю, видите ли вы для себя какую-то пользу от нашего общения. Все это может быть теми точками, которые помогают определить верность или ошибочность движения психотерапевтической работы. Не единственными, конечно, так как клиент порой и приходит к специалисту потому, что сам не очень знает, чего же он хочет и как этого достичь.
Путь от запроса до решения, как правило, занимает несколько встреч. Частый вопрос клиента: «Сколько нужно консультаций, чтобы решить мою проблему?», - редко имеет однозначный ответ. Скорость продвижения зависит от очень многих факторов и об этом можно написать отдельную статью.

«Я хочу знать, поможет ли мне специалист справиться с моей проблемой».

Важно понимать, что за результат отвечает не только психолог. Человек – это не некое устройство, которое можно починить вне зависимости от его воли, реакций, стремлений. Если необходимо отремонтировать какой-нибудь прибор нужно взять инструмент и совершить определенные манипуляции. Но этот объект не живой, он не испытывает чувств, у него нет строго индивидуального прожитого опыта, который бы наложил глубокий отпечаток на его деятельность, нет предпочтений в способах починки, нет возможности неосознанно сопротивляться внешнему воздействию. А у клиента все это есть и он, так или иначе, оказывает влияние на процесс психотерапевтического общения, поэтому процесс «устранения поломок» намного сложнее. Человек не универсален и многие психологи отмечают, что для каждого клиента они изобретают собственную терапию.

«Что мне может дать работа с психологом?»

Что же такое происходит в ходе общения двух (если мы говорим об индивидуальной работе психолога) или больше (в ситуации семейного консультирования) людей? Что меняется в жизни клиента, успешно прошедшего курс психотерапевтических занятий?

Во-первых, самоощущение. Например, человек начинает чувствовать себя уверенно в тех ситуациях, которые раньше доставляли ему дискомфорт. Или же, перестает бояться тех вещей, которые раньше вызывали в нем панический ужас. Или же, начинает более спокойно, без сильной злобы и агрессии, реагировать на нападки начальника. В общем, результат может быть различным в зависимости от того запроса, который был определен изначально.

За внутренними изменениями неизменно следуют внешние. Уверенность может позволить добиться большего в работе. Отсутствие чрезмерных страхов открывает больше свободы в деятельности, досуге, организации пространства собственной жизни. Умение спокойно держать удар может способствовать продвижению по карьерной лестнице и т.д.

Порой результат совместной работы психолога и клиента похож на чудо. Со стороны может показаться, что это лишь самая обычная беседа, хотя в ходе консультации специалист использует множество техник, приемов, методов. Но все это трудно увидеть без особых знаний. Что же такое можно сказать или сделать, что человек начинает меняться?

«Как работает психотерапия?»

У каждого из нас есть свой жизненный опыт, свои способы приспособления к жизни, свои методы решения сложных ситуаций. И используем мы весь свой «багаж» часто по инерции, уже не замечая того, что делаем. Также как мы не замечаем, как мы вдыхаем-выдыхаем воздух или переставляем ноги при ходьбе. Мы просто дышим или идем. Но даже такие простые действия мы можем совершать как с максимальной пользой для себя, так и во вред. Так очень высокий человек, вынужденный часто наклоняться при входе и выходе из дверей, стоянии в транспорте, разговоре с менее рослыми людьми, постепенно отучается держать спину прямо и незаметно для себя переходит на полусклоненное положение шеи, плеч, спины.

То же происходит и с нашими психологическими способами приспособления. В ходе совместной работы психолога и клиента можно увидеть все те камни преткновения, которые мешают построить свою жизнь максимально эффективно и благополучно. Более того, научившись замечать, как именно человек создает собственные трудности, он получает возможность начать действовать по-другому. Но даже такое простое действие как заново держать спину прямо потребует напряжения, концентрации на проблеме и времени, а изменение внутренних реакций по своей структуре еще сложнее. Это длительный процесс, который требует много сил и от клиента, и от специалиста. И также как негативные изменения происходили постепенно, процесс положительных изменений тоже не может быть совершен в один момент. Поэтому обычно для достижения подобного результата требуется время и предлагаемый курс, как правило, состоит не меньше, чем из десяти встреч.

«Мне будет сложно довериться незнакомому человеку».

Решился ли клиент на одно посещение специалиста или уже готов работать над своей проблемой длительно, он может рассчитывать на принятие и поддержку. И во время обращения, и в ходе совместной работы с психологом у человек может испытывать самые разные чувства: волнение, интерес, тревогу, страх, стыд. В каком бы состоянии не находился клиент, чтобы он о себе не рассказал, профессионал не станет его критиковать и осуждать. И уже одно это безоценочное принятие способно помочь увидеть роль самого обратившегося в сложившейся ситуации и создать платформу для дальнейших позитивных изменений.


Поделиться:

Узнать подробнее об услугах Центра и записаться на прием можно по телефону (812) 640-38-55, написав в Whatsapp или , или заполнив форму ниже.




Имя*
E-mail*
Телефон*
Удобное время для звонка   
Сообщение*
Защита от спама*
Услуги Центра

Консультация психолога онлайн
Индивидуальная консультация психолога / психотерапевта
Семейный психолог: консультации
Консультация сексолога /
сексопатолога
Детский и подростковый психолог: диагностика и консультации
Коучинг (лайф коучинг)
Логопед для взрослых
Логопед для ребенка
Психологическая диагностика
Профориентация для подростков и взрослых


Сотрудничество

Работа в Fidem


Контакты
Центр Прогрессивных Технологий FIDEM — психотерапия и логопедия © 2008-2024, Санкт-Петербург / СПб