У моего ребёнка нет друзей!Все родители хотят благополучия и счастья своим детям. Чтобы у них было любимое занятие, хорошее образование, крепкое здоровье и, конечно же, верные друзья. Нельзя недооценивать их роль в жизни подрастающего поколения. В данной статье мы затронем ситуацию, когда у ребёнка 5-10 лет есть сложности с установлением дружеских отношений. Если это как раз ваш случай, первое, о чём важно помнить – не стоит паниковать и заставлять ребёнка с кем-то общаться, делать слишком большой акцент на его «диковатости» и малообщительности. Этим можно только нанести душевную травму, но никак не решить проблему. Что же делать в подобной ситуации? «Взрослый» и «детский» взгляд на дружбуНачнём с того, что для родителей и детей дружба – не совсем одно и то же. Дети дошкольного и младшего школьного возраста редко делятся друг с другом какими-то проблемами и переживаниями. Для них друг – сверстник, с которым интересно играть. У взрослых дружба – нечто более зрелое, подразумевающее тесный контакт именно на психологическом и эмоциональном уровне. Впрочем, не стоит совсем уж упрощать детскую дружбу. Если бы всё было так просто, все дети свободно общались бы друг с другом. Но нет, они тоже подсознательно выбирают друзей подходящих, тех, с кем можно чувствовать себя комфортно. На фоне очевидной разницы в восприятии дружбы бывает так, что родителям кажется, будто их сын или дочь не в полной мере удовлетворяет свою потребность в общении со сверстниками. Они говорят: «Иди же, поиграй с детьми», не догадываясь о том, что, возможно, сам ребёнок не испытывает ни малейшего дискомфорта. Особенно если это дошкольник, который ещё только-только постигает тонкости общения и познаёт мир. Вот почему так важно учитывать особенности характера ребёнка, прежде чем делать какие-либо выводы. Но как связаны характер и количество друзей? Особенности характера и общительностьПоказывать предрасположенность к интраверсии или экстраверсии дети начинают в самом раннем возрасте. Тихий ребёнок, который любит играть один, легко находит себе занятие и не испытывает потребность быть постоянно в центре внимания, скорее всего является интравертом. Ему достаточно одного друга. Часто бывает так, что такие дружеские отношения, будучи очень крепкими, переходят во взрослую жизнь. И это здорово! Не стоит думать, что ребёнок-одиночка меньше добьётся в будущем. Дети-экстраверты, напротив, очень общительны, любят находиться на виду и заводят друзей где угодно и без каких бы то ни было усилий. И это тоже не является проблемой. Со временем они сами приходят к тому, что главное – не количество, а качество, ведь кто-то из друзей всё равно будет ближе по духу. Итак, не стоит спешить с выводами относительно того, достаточно ли ваш ребёнок общается со сверстниками. Интраверсия и экстраверсия – два равноценных способа психологической адаптации человека к окружающему его миру. Что должно вызывать беспокойство у родителей?Некие проявления, которые невозможно не заметить, если внимательно понаблюдать за поведением малыша на детской площадке или в саду:
Из рассказа Лилии, матери 5-летней малышки Софии: «Моя девочка с раннего возраста не очень-то любила играть с другими ребятишками. Если к ней кто-то подходил в песочнице, заканчивалось это «драками» и слезами. Проблема стала очевидной, когда мы отдали её в сад. Воспитатели жаловались на то, что Соня слишком агрессивно воспринимает попытки других детей с ней пообщаться. Со временем пришлось обратиться к психологу: скоро в школу, а у дочки нет ни друзей, ни подружек. Сейчас Софья более благожелательна к своим сверстникам. Психолог дал нам ценные рекомендации, которые очень помогли скорректировать её поведение!» Комментарий детского психолога: «Малышка росла единственным ребёнком, окружённым любовью и заботой нескольких взрослых, которые её обожали. Девочка почти ни в чём не знала отказа и, как это ни странно на первый взгляд, именно такое отношение домочадцев стало основой для формирования агрессии в адрес сверстников. Для Сони её желания были главными и единственными, мнение других для неё ничего не значило. Вот и получалось, что когда другой ребёнок брал её игрушку, пытался сесть рядом в песочнице или даже стремился отвоевать своё «имущество» (совочек, мяч и т.д.), шустрая Соня воспринимала это как нападение. И реагировала соответственно. В садике дети поначалу принимали малышку в свои игры, но так как она хотела играть только в то, что интересно ей, и легко могла ударить, если кто-то из детей говорил «нет», «я не хочу с тобой играть», «я не буду», стали обходить Софью стороной». Понадобилось три месяца психотерапии, чтобы девочка научилась мирно и спокойно играть со взрослыми, а потом и с детьми. Она начала принимать и понимать, что есть не только её желания, но и желания других, научилась договариваться, делиться, выражать недовольство приемлемым способом. Все занятия были построены в игровой форме. Также психолог помогла родителям скорректировать воспитательную линию семьи таким образом, чтобы научить дочь спокойно относиться к факту, что не все её требования могут быть выполнены. Часто с описанными выше трудностями родители не в состоянии справиться самостоятельно. Тогда очень важно не затягивать с походом к психологу: полноценное общение очень важно для психо-эмоционального состояния и развития малыша. Из-за чего ещё у него могут не складываться отношения с потенциальными друзьями? На что ещё нужно обратить внимание, и как могут помочь родители?Возможно, есть что-то, что отталкивает друзей от вашего ребёнка. Например, это может быть:
И самая важная помощь, которую вы можете оказать ребёнку – как можно больше общаться с ним! С самого раннего возраста разговаривать, играть, что-то обсуждать и рассказывать. Чаще всего замкнутые дети вырастают в семьях, внутри которых очень мало примеров построения доброжелательного конструктивного общения. В каких случаях необходима помощь специалиста?Нужно как можно скорее пойти к специалисту, если вы замечаете у ребёнка:
Далеко не всегда причина малообщительности ребёнка лежит на поверхности. Вот почему так важна своевременная помощь специалистов! Узнать подробнее об услугах Центра и записаться на прием можно по телефону (812) 640-38-55, написав в Whatsapp или , или заполнив форму ниже. |
Услуги Центра Сотрудничество
Контакты |
Наша группа ВКонтакте
Телефон
(812) 640-38-55
Санкт-Петербург,
Цены на услуги психологов и логопедовТележная улица, 11, 4 этаж
Карта проезда