Моего ребенка не оторвать от компьютера

Родители всё чаще обращаются к психологам с жалобами на то, что их ребёнок предпочитает компьютер всем другим занятиям. Помимо того, что игры и общение в интернете отнимают время от домашних обязанностей и учёбы, опасения взрослых вызывает то, что дети становятся замкнутыми и несговорчивыми. Тревоги вполне обоснованы – психологи отмечают, что последние поколения детей испытывают множество трудностей в коммуникативной, эмоциональной и волевой сферах. Не последнюю роль в этом играет раннее приобщение к компьютеру.

ПОБЕГ В ДРУГУЮ РЕАЛЬНОСТЬ

Ещё каких-то полвека назад сложно было представить, что компьютер будет практически в каждом доме и пользоваться им будут не только для выполнения сложных расчётов, но и для развлечения всех членов семьи.

Сегодня компьютеры, планшеты, смартфоны обеспечивают доступ в параллельный мир, в котором можно общаться, творить, учиться, зарабатывать деньги, развлекаться и совершать покупки. Социальные сети позволяют поддерживать контакты со многими людьми. Интернет сёрфинг помогает найти новую и полезную информацию. Компьютерные игры обеспечивают смену деятельности и разнообразные впечатления. Жизнь современного человека уже сложно представить без всех этих преимуществ.

Детям же отсутствие критичности не позволяет чётко провести границу между реальным и виртуальным миром, поэтому они особенно подвержены формированию компьютерной зависимости. Причём, чем раньше ребёнок начал контактировать с компьютером, тем больше вероятность её возникновения.

Работающие с детьми специалисты обращают внимание на то, что возрастной порог увлечения гаджетами снижается с каждым годом, т. к. современные дети получают доступ к технике всё раньше.

Естественно, что нездоровое пристрастие сулит стать источником проблем в любом возрасте, однако его причины могут различаться.

Так, дошкольники чаще увлекаются электронными играми, поскольку для этого периода ведущей деятельностью является игра. Психологами установлено, что игры друг с другом просто необходимы детям для гармоничного эмоционального развития: в игре они учатся общаться, договариваться друг с другом и вырабатывать стратегии разрешения конфликтов, соблюдать ограничения, накладываемые правилами игры, добиваться успеха и смиряться с поражениями. Естественно, что компьютерные игры лишены многих этих преимуществ.

Ведущей деятельностью в подростковом возрасте является взаимодействие со сверстниками. Компьютер даёт им возможность общаться, не смотря на комплексы, скромность или отсутствие хороших коммуникативных навыков. Поэтому для подростков более характерно увлечение соцсетями и различными приложениями, позволяющими отправлять сообщения.

ЧЕМ ОПАСНА КОМПЬЮТЕРНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Помимо очевидного вреда здоровью (ухудшение зрения, нарушение осанки, гиподинамия и т. п.), нездоровое увлечение компьютером, как было сказано выше, может быть источником проблем в общении и эмоциональной сфере. Сегодня родители и учителя всерьёз обеспокоены ростом неадекватной агрессии среди детей. Социальные сети, хотя и обеспечивают общение с людьми так необходимое нам – социальным существам, не могут заменить живого разговора. Беседуя посредством различных приложений, ребёнок не находится в эмоциональном контакте с собеседником, общение носит обезличенный и поверхностный характер. Принятие и признание, которого мы ждём от других в процессе коммуникации, заменятся «лайками», которые не приносят настоящего морального удовлетворения, а заставляют гнаться за количеством в ущерб качеству. Человеку, привыкшему общаться через экран монитора, сложно будет найти с кем-то общий язык и завести друзей.

Часто взрослых настораживает отсутствие мотивации достижений – дети ничем не увлекаются и не хотят добиваться успеха в какой-либо деятельности. Компьютерные игры хотя и дают возможность почувствовать собственную компетентность, но это всего лишь необременительный способ поднять самооценку. У играющего создаётся впечатление преодоления препятствий, но это не учит преодолевать их в настоящей жизни. На достижение действительно значимых результатов в учёбе, хобби, отношениях с другими людьми требуется потратить гораздо больше усилий, поэтому ребёнок теряет к этому интерес и прибегает к простым способам получить острые ощущения и почувствовать себя значимым.

Наиболее же серьёзной проблемой является то, что виртуальная реальность становится убежищем, когда у ребёнка начинаются проблемы в жизни. Конфликты с родителями, учителями и сверстниками, а также неуспеваемость в школе и переживание травмирующих ситуаций (развод родителей, смерть близкого человека, несчастная любовь) могут стать поводом спрятаться от всех бед за компьютером. Интернет сёрфинг – чтение интересных фактов, просмотр фотографий и видео-роликов обеспечивают ощущение занятости. Но зачастую эта информация носит развлекательный, а не познавательный характер, поэтому не обогащает внутренний мир, а служит лишь для того, чтобы убить время.

Естественно, что это и не решает трудностей в реальном мире, а отодвигает их на второй план. В итоге изменения не наступают, а проблемы только усугубляются. Бегство от того, что не устраивает или связано с тяжёлыми переживаниями становится стандартным механизмом реагирования. У ребёнка так и не формируются навыки, необходимые для успешного существования в сложных жизненных обстоятельствах, он остаётся инфантильным и зависимым.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ

Едва ли создатели первых электронно-вычислительных машин могли предположить, что их изобретение в недалёком будущем станет объектом работы психологов. Однако, если увлечение ребёнка компьютерами перешло разумные границы и начинает угрожать здоровью и отношениям в семье, обращение к психологу может помочь комплексно скорректировать проблему.

Родителям стоит насторожиться, если:

  • ребёнок теряет ощущение времени и не может соблюдать установленный лимит времени за компьютером;
  • нарушает режим еды и сна;
  • у него снижен интерес к любым другим видам деятельности – творчеству, играм, общению со сверстниками;
  • при любых попытках оторвать от компьютера ребёнок проявляет агрессию.

Многие родители обращаются за консультацией, интересуясь лишь тем, как наиболее эффективно донести до ребёнка запрет на использование компьютера и заставить уважать установленные в связи с этим правила. Важно понимать, что в случае компьютерной зависимости психолог будет работать не с ограничением времени, проводимым за компьютером – это было бы лишь купированием симптомов. Настоящая же задача психолога при работе с компьютерной зависимостью состоит в том, чтобы:

  • понять, какие потребности удовлетворяет ребёнок при помощи компьютера и ему подобных гаджетов, от каких проблем он прячется в виртуальном мире;
  • привести ребёнка к осознанию проблемы и пониманию того, что успех в компьютерных играх не станет решением проблем, возникающих в жизни,
  • помочь ребёнку начать получать удовольствие от реальной деятельности и преодолевать препятствия на пути к осуществлению целей;
  •  научить новым стратегиям разрешения проблем, общения с другим людьми.
Следует быть готовыми, что на первый план выйдут детско-родительские отношения, потому что компьютерная зависимость ребёнка может быть лишь симптомом проблем внутри семьи. О том, как родители могут способствовать формированию компьютерной зависимости ребёнка будет рассказано в одной из следующих статей.

Поделиться:

Узнать подробнее об услугах Центра и записаться на прием можно по телефону (812) 640-38-55, написав в Whatsapp или , или заполнив форму ниже.




Имя*
E-mail*
Телефон*
Удобное время для звонка   
Сообщение*
Защита от спама*
Услуги Центра

Консультация психолога онлайн
Индивидуальная консультация психолога / психотерапевта
Семейный психолог: консультации
Консультация сексолога /
сексопатолога
Детский и подростковый психолог: диагностика и консультации
Коучинг (лайф коучинг)
Логопед для взрослых
Логопед для ребенка
Психологическая диагностика
Профориентация для подростков и взрослых


Сотрудничество

Работа в Fidem


Контакты
Центр Прогрессивных Технологий FIDEM — психотерапия и логопедия © 2008-2024, Санкт-Петербург / СПб