Психосексуальное развитие личности: от младенчества до раннего подросткового возрастаПсихосексуальное развитие – это процесс полового созревания и самосознания человека, которое сопровождается формированием его сексуальной ориентации и принадлежности к определенному полу. Этот процесс начинается еще утробе матери и заканчивается примерно к 25 годам. Первым теорию о психосексуальном развитии человека и его этапах описал известный ученый Зигмунд Фрейд. Он поделил период сексуального становления личности на несколько фаз, каждой из которых характерны определенные изменения в самосознании и поведении ребенка, а потом и взрослого человека. С того времени наука шагнула далеко вперед, и сейчас современные ученые-сексологи несколько иначе описывают и воспринимают психосексуальное развитие ребенка. Однако, по-прежнему важно помнить, что во многом именно от родителей зависит какое гендерное (полоролевое) поведение будет характерно для их уже выросшего чада. А также - сформируется ли у него здоровая сексуальность и нормальное ее восприятие или начнут развиваться фобии и отклонения. От начала жизни до трех летВ отличии от представления некоторых родителей, психосексуальное развитие ребенка начинается отнюдь не в подростковом возрасте. Этот процесс зарождается еще во внутриутробном периоде, когда определяется пол ребенка и формируются половые органы. После рождения, психосексуальное развитие младенца продолжается в тесном взаимодействии с родителями, поведение и отношение которых, как уже было сказано, сильно влияет на становление его личности. В этом периоде очень важен физический контакт с матерью. Ученые сходятся во мнении, что чем больше мама берет малыша на руки, обнимает, тем больше у него будет доверия к окружающему миру и людям. Также подобный контакт положительно влияет на восприятие ребенка самого себя, воспитывает чувство уверенности в себе и принятии своего тела. «Кто я: мальчик или девочка»: от года до трех летВ этот период ребенок постепенно осознает свою половую принадлежность. Он начинает понимать, кто он – мальчик или девочка и что взрослые делятся на «дядей» и «тетей». Если полуторагодовалый карапуз может еще равнодушно относиться к тому, что взрослые неправильно называют его пол, то трехлетка – скорее всего уже будет сердиться. «Ой, кто тут у нас?» - игриво спрашивает бабушка у Ирочки, которой нет еще двух лет. «Что это у нас за хороший мальчик? Ты – мальчик?». Малышка смеется и мотает головой (нет), ей нравится игра, ей пока еще все равно какого она пола. Тем временем бабушка поворачивается к трехлетнему Илюше, желая продолжить шутку: «А это кто? Наверное, моя любимая девочка?». Но игра вдруг принимает неожиданный оборот: внук кидается на бабушку чуть ли не с кулаками. «Ты что – глупая? Я – мальчик! Мальчик!» Трехлетка уже не только понимает свою гендерную принадлежность, но и принимает ее как единственно правильную. Мальчик начинает стремиться быть «как папа», девочка – «как мама». Именно с этого возраста уже важно, чтобы с ребенком проводил время и потихоньку включал в какую-то помощь родитель одного с ним пола. Кроме того, малыша интересуют его половые органы, он начинает изучать их: рассматривать, трогать. Это нормально, если вы не будете специально заострять на этом внимание – это скоро пройдет. О завершенности этой стадии сигнализирует четкое определение ребенком себя к тому или иному полу. На вопрос о том, кто он, ребенок отвечает: «я - мальчик» или «я - девочка». «Как я появился на свет»: период с 3 до 5-7 леТПримерно с трех лет ребенок начинает активно интересоваться, как устроено его тело и тела его друзей. Он может задавать вопросы, почему же половые органы мальчиков и девочек разные. Почему мама и папа спят вместе, а он или она – одни. Также – как они появились на свет и почему происходит именно так. Следует понимать, что любопытство детей носит чисто поверхностный характер, а не сексуальный или эротический. Чтобы удовлетворить его, нужно давать четкие, правдивые ответы и ребенку этого пока будет достаточно. Удовлетворить свое любопытство насчет строения тела, дети могут и сами, играя в игры, которые позволяют сделать это беспрепятственно. Например, в «доктора», когда на «приеме» нужно раздеваться. Становясь более взрослыми, ребенок выбирает игры, в которые играют дети одного с ним пола. Мальчики – «войнушки», «стрелялки», девочки – куклы. При этом, мальчики могут не принимать в свои игры девочек, мотивируя это тем, что эти игры не для них. А девочки – прогонять от себя мальчиков. Но чаще дошкольники еще достаточно лояльно относятся к общению с детьми и своего, и противоположного пола. Так, например, для игры «в семью» девочки могут привлекать мальчиков в качестве пап и сыновей. Что важно: родителям нужно помнить, что отношение к половым органам у ребенка формируется такое же, как относятся к ним они сами. Поэтому, разговаривать на эту тему лучше без жеманства, заминок и ни в коем случае не пренебрежительно. Негативное высказывание родителей к гениталиям, разговор на эту тему, как о чем-то «грязном» и «недостойном», может привести к тому, что ребенок будет негативно относится к своему телу. Во взрослой жизни это чревато глубокой неуверенностью в себе, а в сексуальном плане – фригидностью или импотенцией. С другой стороны, если ребенок не задает подобных вопросов, это еще не значит, что они его не интересуют. Следует понимать: если эти вопросы задаются не родителям, то существует вероятность, что ребенок задает их кому-то другому и получает на них ответы. Родителям на заметку: важно присматриваться к детям во время игры, к тому, какие роли они выбирают. Ведь для детей игра – это возможность проявить себя, для них она не отличается от действительности. Если мальчики выбирают женские роли и модели поведения, а девочки – мужские, это может свидетельствовать о нарушении полоролевого развития. Если же и в повседневной жизни они просят называть их именами противоположного пола, мальчики – считать их девочками, а девочки – мальчиками, это уже может говорить о нарушении половой аутентификации. В таких случаях лучше обратиться к специалисту – детскому психологу, который поможет выяснить, когда и почему, на какой стадии случился «сбой». Если это необходимо, подскажет, нужны ли дополнительные консультации медиков. Также - поможет скорректировать дальнейшее психосексуальное развитие ребенка. Период с 7 до 12 лет: формирование полоролевого поведенияПсихосексуальное развитие продолжается. Мальчики все больше идентифицируют себя с мальчиками, девочки – с девочками. Закреплению этих ролей способствуют игры и каждодневный быт семьи. Мальчики усваивают модель поведения мужчины благодаря отцу, девочки – модель женщины благодаря матери. Дети на этом этапе могут стать более стыдливыми, осознавая, что они нравятся противоположному полу. Но в этот момент они уже обращают внимание на свою внешность, беспокоясь о том, насколько она соответствует эталонам, принятым в кругу их сверстников. В период младшего подросткового возраста (9-12 лет) может появиться первая детская влюбленность. Это значит, что ребенок вступает в платоническую стадию психосексуального развития. Дети учатся знакомиться, обращать на себя внимание, находить общий язык с противоположным полом. В таких отношениях еще нет сексуальной составляющей. Дети общаются на разные темы, изучают интересы друг друга. Мальчики учатся ухаживать за девочками, а девочки – принимать ухаживания мальчиков. Эта стадия во многом формирует эмоциональную и чувственную сторону будущих серьезных отношений. Важно понимать: если во взрослой жизни у мужчины или женщины есть проблемы с общением с противоположным полом, то корни их нужно искать именно в этом периоде. Поэтому родителям, особенно противоположного пола, крайне нежелательно остро критиковать своих детей. Наоборот - важно дать им почувствовать свою поддержку. Родителям на заметку: вышеописанные варианты поведения – норма для подобного периода, но могут быть и отклонения. Например, чрезмерно кокетливое поведение девочек 5-10 лет, поцелуи с мальчиками могут сигнализировать о повышении сексуального влечения, что для детей этого возраста не характерно. У мальчиков такое отклонение может проявляться в желании прижаться к телу родственниц, посторонних женщин, часто притрагиваться к гениталиям. Но такое поведение может быть обусловлено и нехваткой внимания. Шокирующие выходки, за рамками приличий, обязательно вызывают резонанс и позволяют быть замеченными. Второй психологической причиной вроде бы отклоняющегося сексуального поведения может быть не умение соблюдать личные границы окружающих, недостаточно четкое понимание того, как можно и как нельзя себя вести в отношении других людей. Поэтому первый специалист, к которому имеет смысл обратиться, если что-то настораживает вас в отношениях ребенка со сверстниками или его психосексуальном развитии – детский психолог. Его консультация позволит разобраться в причинах нарушения и определить, какого рода помощь нужна в каждом конкретном случае. Своевременное обращение к психологу позволит скорректировать ситуацию и не допустить формирования отклонений сексуального поведения в будущем. Как видите, каждый этап психосексуального развития привносит свои изменения в характер и становление личности ребенка. Важно знать их, наблюдать за своими детьми, а при необходимости не бояться обращаться к специалисту.Читайте так же: Становление сексуальности: от подростка к взрослому Узнать подробнее об услугах Центра и записаться на прием можно по телефону (812) 640-38-55, написав в Whatsapp или , или заполнив форму ниже. |
Услуги Центра Сотрудничество
Контакты |
Наша группа ВКонтакте
Телефон
(812) 640-38-55
Санкт-Петербург,
Цены на услуги психологов и логопедовТележная улица, 11, 4 этаж
Карта проезда