Против чего бунтует ребёнок-хулиган?

Ребёнок-хулиган - ходячее противоречие. Его воспитание требует от родителей огромных душевных сил. Во всём его поведении - бунт и протест против всех существующих правил. При воспитании такого малыша важно придерживаться определённой стратегии поведения, иначе в будущем его хулиганство только обострится.

Но задумывались ли вы, против чего бунтует ребёнок? Ведь часто ребёнок ведёт себя так, а не иначе, не потому, что он злой или строптивый, а потому, что за этой моделью поведения скрывается какая-то психологическая проблема. Пример из практики наглядно покажет вам, как спокойный ребёнок может превратиться в отъявленного хулигана, и чем в сложившейся ситуации может помочь семейный психолог.

История Даниила

15-летний Даниил пришёл к психологу со своими родителями, которые всерьёз опасались за будущее сына. До окончания школы оставалось всего два года, а сын «как был шалопаем, так и остался».

Проблемы с дисциплиной у Даниила начались ещё в начальной школе, точнее, именно тогда это стало острым поводом для беспокойства взрослых. Родителей то и дело приглашали в школу. То он разбил люстру, то с кем-то подрался, то спрятал учебники одноклассников… Поначалу родителей Даниила всё это шокировало: ведь до школы это был очень хороший ребёнок. Бывали, конечно, и в детском саду проблемы, но ведь это же мальчик! Все мальчики хулиганят!

У Даниила было всё, о чём только может мечтать ребёнок: большая комната, кучи игрушек, поездки в Диснейленд, квадрациклы-мопеды и т.п. Родители хотели дать своему ребёнку всё самое лучшее, поэтому много работали ради его благополучия и большого будущего.

Ближе к подростковому возрасту Даниил начал бунтовать даже против требований отца. Он словно бы потерял авторитет в его глазах. Так, к примеру, подросток стал уходить и приходить тогда, когда ему вздумается. В 12 лет Даниил начал баловаться с сигаретами, а в 14 он впервые пришёл домой подвыпивший.

Родители просто «с ума сходили»: единственный ребёнок, которому они постарались дать всё, выбрал кривую дорожку и закончиться это может чем угодно! Они испробовали разные способы, пытались его чем-то заинтересовать, отбить от плохой компании, замотивировать на что-то хорошее, но результат всегда был один. Даниил всё воспринимал в штыки и открыто протестовал против их попыток изменить ситуацию.

Но в 15 лет с Даниилом произошло нечто такое, что напугало даже его. Как-то вечером компания, с которой он дружил, решила отомстить одному парню. Конфликт, как и часто бывает, был из-за девчонки, и всё бы ничего, если бы стычка не переросла в групповое избиение. Избитого парня госпитализировали в тяжёлом состоянии, по словам врачей, ещё несколько ударов в живот и спасать было бы некого.

Участников драки быстро вычислила полиция. И, хотя Даниил не участвовал непосредственно в избиении, ему тоже пришлось выдержать несколько многочасовых допросов у следователя. Ситуация была серьёзная, поскольку доказать его непричастность было крайне тяжело.

Наверное, впервые за много лет Даниил испугался настолько серьёзно, что честно рассказал о своей проблеме родителям, и те решили воспользоваться ситуацией, чтобы исправить сына, вернуть его на прямой путь. Так семья попала в наш центр.

Что скрывается за бунтом и протестом?

Родители должны знать, что хулиганство - одна из четырёх моделей детского поведения, главная цель которой - привлечение внимания. Ребёнок начинает хулиганить потому, что ему не хватает внимания и заботы, или же потому, что в семье происходит что-то нехорошее, против чего он таким образом протестует.

В ходе семейной психотерапии выяснилось, что Даниил большую часть времени проводил сначала в детском саду, а затем в школе. Оба родителя много работали, бабушки и дедушки жили далеко, поэтому логично предположить, что на ребёнка времени и сил категорически не хватало. Еще одним важным моментом, которые родители увидели и признали только после обращения к психологу, был их способ реагирования на поступки своего чада. Коротко это можно обозначить так: «Когда сын что-либо натворит, мы берёмся за него, много беседуем, начинаем контролировать. Как только все улаживается – снова оставляем его в покое».

Своими проделками Даниил словно говорил: «Я веду себя так, потому что вы не обращаете на меня внимания. Вот и пусть вам будет за меня стыдно!». Так уж мы устроены, что для подсознания нет разницы: положительное или отрицательное внимание мы получаем. Вот почему даже хорошая трёпка бывает лучше равнодушного молчания. А для Даниила хулиганское поведение стало тем самым подсознательным механизмом, который позволял получить хоть какое-то подтверждение тому, что его родители беспокоятся за него, что они готовы бросать всё и заниматься его проблемами.

В ходе психологической работы Даниил пришёл к выводу, что чаще всего он совершал проступки, когда испытывал тревогу, чувствовал себя покинутым, никому не нужным и даже лишним.

Родители же искренне не понимали, чего не хватает их чаду, работали ещё больше, чтобы задобрить мальчика дорогими подарками. Психолог обнаружил целый ряд ошибок в их поведении. Так, к примеру, мать Даниила не поддерживала авторитет его отца, отменяя его решения и открыто проявляя неуважение. Родители не действовали в единстве, и Даниил очень быстро научился лавировать между суровой строгостью отца и излишней мягкостью матери.

Кроме того, родители были непоследовательны в своих требованиях. Например, сначала выставлялось условие, что спать можно идти только со сделанными уроками. Когда же к 12 ночи Даниил ухитрялся не выучить и половины, его отправляли спать с условием, что он обязан подняться в 6 утра. В 6 утра вытащить мальчишку из постели не представлялось возможным и его оставляли в покое. И так во всём. Поэтому к 15 годам подросток был уверен, что требования родителей выполнять совершенно не обязательно и всегда можно найти обходной путь.

В итоге это привело к тому, что мальчик лишился авторитетов, морально-нравственные нормы и правила не были сформированы, а эффективным механизмом получения родительского внимания было нарушение требований и запретов. В конце концов он полностью вышел из-под контроля родителей. Даниил считал себя взрослым человеком, но его поступки свидетельствовали о прямо противоположном.

Как психолог помог Даниилу и его семье?

Сеансы семейной психотерапии дали очень хорошие результаты. В начале работы разбиралась подоплёка поведения подростка и семейное взаимодействие, которое было описано выше. Далее предстояло изменить устоявшиеся способы поведения. На что психолог обращал особое внимание?

  1. Очень много пришлось поработать с самим молодым человеком. Специалист помог Даниилу отпустить детскую модель поведения и начать вести себя иначе. Постепенно подросток стал осознавать ответственность, лежащую на нём, и отвечать за свои поступки перед обществом. Это очень помогло Даниилу, когда пришло время всей компанией просить прощения у избитого парня.
  2. Был создан индивидуальный «моральный кодекс» Даниила - путем анализа и разбора множества жизненных ситуаций, формирования умения поставить себя на место другого и развития эмпатии. У молодого человека появилась личная потребность вести себя согласно общественным нормам и правилам. Теперь у него был свой собственный, внутренний цензор.
  3. Огромная работа была проделана и с родителями Даниила. Психолог помог им осознать ошибки, которые они совершили в воспитании. Это и задабривание ребёнка подарками, и неуважение к авторитету друг друга, и неправильная реакция на проступки… Для родителей было настоящим шоком и открытием узнать, что во многом причина такого поведения сына - в них самих.

В общении со своим отпрыском они стали больше времени и внимания уделять ему, когда всё было хорошо, и меньше – когда имели место быть нежелательные поступки. Таким образом, удалось сломать устоявшуюся модель семейного взаимодействия. Теперь Даниилу было выгодно вести себя социально приемлемым образом, а не создавать проблемы.

Подытоживая, хочется сказать, что родители очень вовремя решили прибегнуть к психотерапии. Конечно, лучше бы им сделать это раньше, но можно точно сказать, что это уберегло их ребёнка от многих трудностей и проблем, которые могли возникнуть в будущем.

Он оставил свою старую компанию, нашёл хороших друзей, а последние годы в школе посвятил учёбе. Сейчас парень учится в ВУЗе, у него хорошая репутация, нет проблем ни с законом, ни с плохими привычками. Да и с родителями у него отношения просто замечательные!

Читайте также другие статьи из серии о моделях поведения:



Поделиться:

Узнать подробнее об услугах Центра и записаться на прием можно по телефону (812) 640-38-55 или заполнив форму ниже.




Имя*
E-mail*
Телефон*
Удобное время для звонка   
Сообщение*
Защита от спама*
Консультации

Индивидуальная консультация психолога / психотерапевта
Семейный психолог: консультации
Консультация сексолога /
сексопатолога
Детский и подростковый психолог: диагностика и консультации
Коучинг (лайф коучинг)
Логопед для взрослых
Логопед для ребенка
Психологическая диагностика
Профориентация для подростков и взрослых
Индивидуальная программа по снижению веса и коррекции пищевой зависимости


Сотрудничество

Работа в Fidem


Контакты

Телефон

Санкт-Петербург,
Малоохтинский проспект, д. 61А,
БЦ «Александр Невский», 3 этаж
Карта проезда


Лицензия на осуществление медицинской
деятельности № 78-01-002884

Центр Прогрессивных Технологий FIDEM — психотерапия и логопедия © 2008-2017, Санкт-Петербург / СПб