Про обиду и обиженных

Что такое обида?

Обида – это чувство, знакомое нам с детства. Каждый из нас испытывал его не раз в своей жизни. И, конечно, каждый имел возможность убедиться в сокрушительной силе этого чувства. Посмотрим, что представляет собой обида с точки зрения психологии.

Начать необходимо с того, что большая часть исследователей принимает идею о существовании у человека всего нескольких базовых эмоций: радость, печаль, удивление, злость, страх. Разные авторы добавляют к этому списку еще одну-две эмоции. Всё остальное считается их оттенками или сочетаниями.

В психологии обида – это сложная эмоция, в основе которой лежит реакция на несправедливость.

Проявления обиды достаточно вариативны – это и гнев, и печаль, и закрытость, и многое другое. Переживание чувства обиды – это комплекс всех перечисленных вариантов (поэтому обиженные люди так быстро могут переходить от печали к гневу и т.п.).

Ученые говорят, что обида появляется в арсенале эмоций ребенка уже в первые полтора года жизни. То есть, хоть это и не врожденная эмоция, мы знакомимся с ней очень рано. На что может обижаться годовалый ребенок? Скорее всего, на отобранные игрушки, наказание и другие действия взрослых. Вместе с уже приведенным определением обиды эта мысль показывает, что

несправедливость в данном случае – это не более чем субъективные представления о том, как должна быть устроена конкретная часть реальности. Это ожидание конкретных реакций на наши действия.

Например, часто люди ждут, что муж или жёна разделят их хорошее настроение. Но потом выясняется, что на самом деле хорошее настроение только у них самих, а у партнёра проблемы на работе или заболевший друг. В этом случае может возникнуть чувство обиды. Что говорить, многие обижаются не только на людей, но и на погоду или просто обстоятельства. Получается, обида – это абсолютно бессмысленное, иррациональное чувство?

На самом деле это не совсем так. В психологии считается, что любая эмоция несёт в себе какую-то функцию, полезную для человека. Обида не становится исключением из этого правила. И главная, как ни парадоксально это звучит, налаживание общения между людьми. Дело в том, что, обижаясь, человек, образно говоря, рассказывает о своих переживаниях, о желаниях и ожиданиях. Принимая эту информацию к сведению, собеседник строит свое дальнейшее поведение таким образом, чтобы не причинить боль снова. Мы видим, что обида – это в первую очередь один из механизмов построения отношений.

Но зачем тогда столько боли?

Описанный выше вариант переживания обиды – это теория. Понятно, что в жизни все происходит не так. И здесь необходимо упомянуть о связи этого непростого чувства с мышлением, именно оно включается в чувство обиды с самого начала, в какой-то степени даже провоцирует его.

Первый компонент - ожидание. Обида начинается не с причинения боли, а с готовности к той или иной реакции от собеседника. Ожидание - это и мысли, и эмоции. Часто у нас уже есть установка, т.е. готовностью к определенной реакции, и тогда вероятность возникновения чувства обиды становится практически неизбежным.

Второй компонент – обработка реакции. Происходит столкновение реальности с ожиданием, и от того, как человек воспринимает реальность, что он думает о ней, будет зависеть его отношение к происходящему. Сможет ли он встроиться в новые условия и принять случившееся, несмотря на то, что оно не соответствуют его представлениям.

Третий момент чувства обиды, где наши установки, мнения и опыт оказывают значительное влияние на состояние человека – это период после досадной ситуации. Многие могут вспомнить такой момент из своей жизни, когда спустя какое-то время после прощения обидевшего нас человека, это неприятное чувство «накатывало» с новой силой. И так может происходить не один и не два раза, а в течение очень долгого времени.

Обида и личностные характеристики

Безусловно, большая или меньшая склонность к чувству обиды определяется теми или иными чертами личности. В первую очередь это качества, связанные с низкой самооценкой: неуверенность, негативные представления о себе и т.д. Механизм в этом случае понятен: я себе не нравлюсь – значит, и другим не могу понравиться, поэтому их слова направлены на то, чтобы оскорбить меня.

Однако обратная величина этих особенностей характера также определяет склонность к этому чувству. Человек, излишне уверенный в себе, привыкший, что все происходит так, как он хочет, чаще обескуражен в момент не соответствия реальности ожиданиям. У него просто нет выработанных навыков, чтобы в нужный момент адекватно отреагировать на подобную ситуацию, в результате чего возникает чувство обиды.

Есть ли проблема?

Обида очень неприятное чувство, а главное – очень часто она остается с нами надолго. Как мы помним из статьи, эта наша реакция на окружающий мир и других людей, связанная с нашими ожиданиями и представлениями о них. Есть случаи, когда люди настолько часто и сильно обижаются на всех вокруг, что это приносит невыносимые страдания. И тогда человек может закрыться от всех и вся, он начинается самоизолироваться, лишает себя желаемого общения и от этого становится еще более несчастливым.

Очень часто обида соседствует с ощущением враждебности других людей, представлением о готовности окружающих (домочадцев, коллег, начальства) сказать или сделать нам что-то неприятное. Одновременно с этим, постоянно обижаемый не умеет прояснять отношения, настаивать на уважении к себе, строить общение, одновременно соблюдая свои и чужие интересы. Именно с проблемой взаимоотношений чаще всего обращаются на прием к психологу люди, постоянно испытывающие чувство обиды.

На прием обратилась девушка, студентка, 19 лет. Назовем ее Ольгой. Она жаловалась на то, что ее никто не понимает, что у нее нет ни подруг, ни молодого человека. В процессе общения с психологом она рассказала, что ее постоянно предают. «С кем бы я ни дружила, рано или поздно меня обижают, то скажут что-нибудь резкое, то поступят непорядочно». Одна из ситуаций, разбираемых на приеме: «Была у меня подруга, типа подруга, она постоянно критиковала то, что я ношу, однажды так вообще заявила, что я в новом платье выгляжу как корова. Конечно, я перестала с ней общаться».

Наша героиня просто прервала отношения, она даже не пыталась донести до подруги, что ей не приятны ее комментарии. Более того, после каждого такого замечания забракованная приятельницей вещей отправлялась навсегда в шкаф, Ольга при этом, очень обижалась, а в глаза- с улыбкой благодарила подругу за совет. Девушка искреннее полагала, что другие сами должны знать о том, как можно и нельзя вести себя с ней, что ей приятно и что ей неприятно. Конечно, поведение окружающих рано или поздно, шло в разрез с ее ожиданием, возникал конфликт, решать который Ольга не умела и не считала нужным, они лишь обижалась и страдала. Дальше следовал разрыв отношений. В ходе терапии юная барышня научилась и по-другому общаться, и разобралась в своих чувствах, и, наконец, перестала постоянно испытывать тяжелое чувство обиды и разочарования.

Если обида постоянный спутник в вашей жизни, то необходимо задуматься, может быть, причина в вас. Глубже понять, как вы влияете на ее появление, что вы может изменить, чтобы общение с окружающими приносило радость, а не разочарование, можно и нужно. В этом вам помогут психологи нашего Центра.

В любом случае, мы надеемся, что наша статья была для вас полезной, и вы смогли иначе посмотреть на такое непростое чувство, как обида. Более подробно о ее влиянии на отношения вы можете прочитать в нашей статье: «Обида – убийца отношений».


Поделиться:

Узнать подробнее об услугах Центра и записаться на прием можно по телефону (812) 640-38-55, написав в Whatsapp или , или заполнив форму ниже.




Имя*
E-mail*
Телефон*
Удобное время для звонка   
Сообщение*
Защита от спама*
Услуги Центра

Консультация психолога онлайн
Индивидуальная консультация психолога / психотерапевта
Семейный психолог: консультации
Консультация сексолога /
сексопатолога
Детский и подростковый психолог: диагностика и консультации
Коучинг (лайф коучинг)
Логопед для взрослых
Логопед для ребенка
Психологическая диагностика
Профориентация для подростков и взрослых


Сотрудничество

Работа в Fidem


Контакты
Центр Прогрессивных Технологий FIDEM — психотерапия и логопедия © 2008-2024, Санкт-Петербург / СПб