Почему мой сын играет в куклы?

Одна из моих клиенток пожаловалась: ее семилетний сын играет в куклы. И ладно бы это были какие-то зомби или хотя бы куклы-монстры – нет, он играет с феями Винкс! «Я ему уже объясняла, что это игрушки девочек. Говорила, что мальчишки будут смеяться. Отец ругался и выбрасывал… Но нет, он их прячет и играет. В конце концов и я стала с ним заодно – прячем от отца кукол в тайном ящичке, во двор он берет «мальчиковые» игрушки, а дома вытаскивает своих фей и с наслаждением переодевает их, изображает их общение и полеты… Если пытаюсь отговорить или отобрать куклу – плачет навзрыд, мне становится его жалко, и я не могу запретить ему эту игру. Скажите, с ним все нормально? Он не вырастет геем?»

Такие вопросы психологу нередко приносят озабоченные судьбой своих детей родители. А что их, собственно, беспокоит? Давайте попробуем разобраться.

Культурой предопределено, что ребенок игрушки себе не выбирает – ему их покупают родители. Вспомните, как вы готовились к моменту рождения своего ребенка? Наверное, если ждали мальчика, отделывали детскую в голубоватых тонах, покупали синее одеялко, темную (ну или явно не розовую) коляску. Когда ребенок рос – ему покупали соответствующие игрушки: мальчику – машинки и оружие, девочкам – кукол и посудки. Чуть позже ребенок сам уже демонстрирует свою тягу к «мальчиковым» или «девочковым» игрушкам. Однако так ведут себя не все дети. Почему?

Чаще приходится замечать, что с куклами играют, а также вовлекаются в игры с девочками мальчики с мягким, чувствительным характером. Таких детей часто упрекают в слезливости, в «не мужском» поведении. В пример им ставят мужчин – отца, героев фильмов и мультиков, однако это почему-то, если и работает, то плохо. А теперь вспомните, как вы воспитываете мальчика? «Мужчины не плачут», «мальчик себя так вести не должен», «ты что как девчонка?!» А что вы говорите девочке? Ей позволено плакать, быть слабой и капризной, ведь при этом она слышит «ну настоящая девочка!», «девчонки все такие капризные». Вы даже вряд ли будете кричать на девочку, играющую в машинки, в то время как мальчик, заигравшийся в куклы, рискует иногда и получить подзатыльник.

Дети не рождаются со знанием о своем биологическом поле и том, как правильно вести себя «настоящему» мальчику или девочке. И знания о том, что розовое приписывается в России и ряде других стран девочкам, а голубое – мальчикам – они тоже от рождения не получают. Эту информацию дают им родители, воспитатели, окружение, точно так же как они покупают или предлагают мальчикам машинки, а девочкам кукол. Культура учит мальчиков и позволяет им вести себя более агрессивно и напористо, а девочкам – быть капризными, кокетливыми, при этом поощряя их скромность и покорность. Да и родители по-разному реагируют на ребенка женского и мужского пола, что, несомненно, выстраивает реакцию ребенка в дальнейшем и создает определенные паттерны поведения. Гендерные противоречия несколько сглаживаются лишь в семьях, имеющих разнополых близнецов, где родители чаще вырабатывают некоторую «усредненную» стратегию взаимодействия с детьми.

Однако есть кое-что, что заложено в нас от рождения. Это некоторые нейрогуморальные, биологические предпосылки к тому, каким станет наше характер. Разве не встречали вы застенчивых и не умеющих дать отпор мальчиков? Разве не видели хулиганок-девочек, сопротивляющихся маме, пытающейся завязать на ее голове бант? Все это – личностные особенности вашего ребенка, которые никак не отражают его половые или, как корректнее говорить сейчас, - гендерные характеристики. Ведь мы не можем назвать активность и агрессивность исключительно мужским качеством, а мягкость и застенчивость – женским. Эти качества могут в равной степени относиться к представителям обоих полов, но культурально предписываться только одному из них.

Однако на развитие плода влияет целый ряд факторов, которые могут стать предпосылками к тому, как ведет себя ребенок: энергичен он или вяловат; агрессивен или податлив; плаксив или весел и т.п. Часто дети, не похожие на большую массу представителей своего гендера, чуть более замкнуты, одиноки, выбирают несколько другие, «свои» игры. К 4-5 годам они уже отчетливо понимают, что их «странные» или нетипичные игры могут вызвать насмешку и неодобрение, а потому начинают скрывать их или врать, что многими взрослыми трактуется зачастую, как попытка скрыть нечто «опасное» или, того хуже, – «греховное». Но, дорогие родители, постарайтесь в моменты таких сомнений вспомнить, что ребенок еще очень мало знает о мире, гендерных ролях и сексуальности. Он просто играет с тем, что ему нравится, что подходит его характеру и настроению. Он выбирает не то, что «принято», а то, что приятно. И, наверное, в этом вы его можете довольно легко понять.

Что делать, если мальчик играет в куклы? Я рекомендую вам не запрещать ему делать этого. И ни в коем случае не стыдить или ругать: ваша агрессия вряд ли вызовет желание забросить любимую игрушку, но вполне вероятно разовьет у ребенка комплекс вины или собственной неполноценности – ведь он своими играми не устраивает папу или маму, он почему-то плохой, а почему – ему пока еще не понять, даже если вы прочитаете ему целую лекцию о том, как культура сформировала определенное поведение для мужчин и для женщин. К тому же, играя в куклы, ваш малыш может просто быть исследователем. Ведь мальчикам не покупают кукол, а они находятся как раз в таком возрасте, когда интересно человеческое тело и его устройство. И то, что парнишка вдруг раздевает игрушку или снимает с нее белье – совершенно не значит, что он «извращен» или «испорчен». Скорее это ваши на него проекции. А ребенку просто важно знать об этом мире то, что давно знаете вы, чтобы потом, в будущем, стать полноценным членом этого общества, полноценным мужем и партнером. Ведь жизненный опыт не берется ниоткуда.

Желаю вам быть чуть более чуткими по отношению к выбору своих детей, понимать, что ребенок – не маленький взрослый. Он только растет и постигает мир, его личность развивается. А если вдруг у вас будут какие-то вопросы – приходите ко мне на консультацию, я помогу вам разобраться.


Поделиться:

Узнать подробнее об услугах Центра и записаться на прием можно по телефону (812) 640-38-55 или заполнив форму ниже.




Имя*
E-mail*
Телефон*
Удобное время для звонка   
Сообщение*
Защита от спама*
Консультации

Индивидуальная консультация психолога / психотерапевта
Семейный психолог: консультации
Консультация сексолога /
сексопатолога
Детский и подростковый психолог: диагностика и консультации
Коучинг (лайф коучинг)
Логопед для взрослых
Логопед для ребенка
Психологическая диагностика
Профориентация для подростков и взрослых
Индивидуальная программа по снижению веса и коррекции пищевой зависимости


Сотрудничество

Работа в Fidem


Контакты

Телефон

Санкт-Петербург,
Малоохтинский проспект, д. 61А,
БЦ «Александр Невский», 3 этаж
Карта проезда


Лицензия на осуществление медицинской
деятельности № 78-01-002884

Центр Прогрессивных Технологий FIDEM — психотерапия и логопедия © 2008-2017, Санкт-Петербург / СПб