Онлайн-консультирование и психотерапия — мифы и эффективностьНа любую технологию можно смотреть как на посредника. Между людьми и природой. Между человеком и человеком. Технология нас связывает, хотя одновременно и отдаляет. Парадокс. Именно с эффектом отдаленности связаны переживания об онлайн консультировании, которое невероятно развилось за последние два года по всему миру. Но, несмотря на привыкание к интернету в повседневной жизни и работе, клиенты и специалисты с беспокойством отнеслись к онлайн-консультированию и психотерапии. Новое явление породило беспокойство, мифы и заблуждения: Какие есть мифы об онлайн-консультировании со стороны клиентов и специалистов:1. “Это не этично”. Специалист должен соблюдать профессиональную этику в своей работе вне зависимости от внешних обстоятельств работы — будь то арендованный кабинет, аудитория, кабинет в центре или онлайн-конференция. Естественно, он не должен вести запись онлайн-сессии, писать об этом в интернете. Сам по себе контакт через посредника Zoom/Skype нарушения этики не несет. Это просто другое пространство со своими особенностями. Но пространство психологическое. 2. “Консультируют онлайн только мошенники и шарлатаны, чтобы не нести ответственность”.. Мошенники выбирают любые средства для реализации своих преступных замыслов. Их не характеризует пространство работы (кабинет или онлайн-конференция), их характеризуют мошеннические методы работы и цели, которые, как правило, неэтичны. Центр FIDEM привлекает к работе только квалифицированных специалистов, имеющих необходимую профессиональную подготовку и подтвержденный опыт работы. Об этом часто забывают, но часто мошенника определяет уже отсутствие психологического/психотерапевтического образования. Поэтому совершенно нормально справляться об уровне профессиональной подготовке специалиста и его опыте работы, на этапе разговора с администратором, в переписке или первой встречи со специалистом. Не стесняйтесь. 3. “Взаимодействие с психологом онлайн будет ограничиваться упражнениями, но не будет эмпатии”. Онлайн возможен безопасный, эмпатичный и доброжелательный диалог со специалистом. Если вы находитесь по разные стороны экрана, это совсем не исключает атмосферы принятия. Работа не будет сводиться только к упражнениям. Задайте себе вопрос: “Когда я разговариваю по телефону или видеосвязи со своими друзьями и родными, я могу с ними что-то обсудить? Новости, успехи, поражения, жалобы? Могу ли я выражать поддержку? Испытываю ли я чувства в этот момент, реагирую эмоционально? А мои собеседники?”. Полагаю, подумав и представив, вы ответили на эти вопросы “Да”. С другой стороны - онлайн-диалог - вопрос вкуса. Этот формат позволяет не только просвещение и рекомендации со стороны специалиста, но и возможность для обсуждения последних новостей клиента, его успехов и неудач, его планов. И в ответ на свои слова вы получите эмпатию, понимание и участие.
4. “Онлайн существует только для начала. А настоящая терапия начинается в кабинете”. Онлайн формат может быть основным. Это не “часть подготовки” перед “серьезной и настоящей” живой встречей. Взаимодействие начинается с первого контакта - неважно, состоялся он в кабинете или в окошке компьютера. Кроме того, существуют объективные обстоятельства, когда онлайн остается единственным вариантом:
5. “Это неэффективно”. Самый распространенный миф. Дистанционное и онлайн-консультирование эффективно и это не раз проверяли, еще до появления быстрого интернет-соединения. Все работает. Исследования показывают:
Как вы можете убедиться, онлайн-консультирование постоянно исследуют и публикуют много исследований в пользу этого формата. Но у онлайн-консультирования и терапии есть свои ограничения.
Онлайн-терапия не рекомендуется:
Рекомендации для клиентов онлайн-консультирования:
Это именно рекомендации, пожелания, а не директивы. Желательно эти рекомендации соблюдать, но, если не получится (особенно с первого раза, да и не все можно предсказать) — ничего страшного. Все исправимо. Как видите, у консультирования и психотерапии онлайн гораздо больше выгод и преимуществ, чем недостатков и ограничений. На обложку этой статьи я вынес изображение Гермеса — древнегреческого бога. У него была уникальная особенность — он мог свободно путешествовать между мирами — Олимпом, земным миром и Царством мертвых, что было недоступно для многих, в том числе, богов Олимпа. Он мог это делать беспрепятственно. Гермес передавал послания между богами и от богов людям. Он был в том числе и богом связи. Если с кем сравнивать силу интернета, так это с ним, символически Гермес помогает нам наладить связь на расстоянии. Но, как и чем это пространство наполнить — зависит от нас. В центре FIDEM вы можете записаться на онлайн встречу со специалистом. Мы постараемся создать для вас безопасное онлайн пространство для психологической сессии. Сергей Кононенко, клинический психолог Центра FIDEM Узнать подробнее об услугах Центра и записаться на прием можно по телефону (812) 640-38-55, написав в Whatsapp или , или заполнив форму ниже. |
Услуги Центра Сотрудничество
Контакты |
Наша группа ВКонтакте
Телефон
(812) 640-38-55
Санкт-Петербург,
Цены на услуги психологов и логопедовТележная улица, 11, 4 этаж
Карта проезда