«Комплекс отличника»С самого начала нашей жизни окружающие поощряют нас, когда мы делаем что-то правильно. Хотя оценка «отлично» у большинства плотно ассоциируется со школой, процесс формирования стремления делать все верно начинается гораздо раньше. Школа лишь закрепляет это убеждение, вводя в деятельность вместо простой похвалы конкретные оценки. Все становится предельно ясно: чем лучше выполняешь задание, тем выше твоя оценка. В свою очередь, высокая оценка обеспечивает поощрение со стороны родителей, плохая же приводит к наказанию. Казалось бы, разве это не правильно? Разве не справедливо? Безусловно, с точки зрения системы образования, это один из лучших вариантов. Однако практика показывает, что страх оценки часто существует не только в мире учебы. Он проникает во все сферы жизни и остаётся с человеком на очень долгое время. Для этого явления есть очень точное выражение – «комплекс отличницы». Несмотря на название, он распространен как среди женщин, так и среди мужчин, и действительно является комплексом – набором разных факторов, которые не позволяют человеку чувствовать себя комфортно. Что же он в себя включает, на чем основывается и к чему может привести? Внешняя мотивация и зависимость от оценокДля начала рассмотрим мотивационный компонент. Психологи выделяют два вида мотивации: внешнюю и внутреннюю. При этом считается, что человек в процессе взросления постепенно переходит от внешней мотивации к внутренней и приобретает способность самостоятельно управлять своими желаниями, организовывать свою деятельность и оценивать её результаты. Постоянная ориентация на получение одобрения со стороны формирует в человеке излишне развитую внешнюю мотивацию, что приводит к негативным последствиям. Главным из них является фрустрация (переживание, связанное с невозможностью удовлетворить актуальную для человека потребность), разочарование в себе. Внешняя мотивация также порождает зависимость от других людей. Деятельность человека становится сильно подвержена влиянию чужого мнения, и это может обернуться большими неприятностями. Возьмем в качестве примера историю Тимура – молодого человека, чья карьера не так давно резко пошла вверх. Его пригласили в крупную компанию на неплохую должность, где он должен заниматься любимым делом – бухгалтерией. Жена безумно радовалась такому повороту событий, во-первых, потому что видела мужа счастливым, а во-вторых – их маленький ребенок в следующем году должен пойти в детский сад, а в ближайшие месяцы ждали рождения второго малыша. Поначалу все было замечательно, наконец-то Тимур и Настя смогли позволить себе более благополучную жизнь, однако спустя какое-то время Настя заметила перемены в поведении мужа. Он стал более груб, игнорировал ее просьбы помочь с уборкой, начал отпускать грязные шуточки. Попытки поговорить об этом ни к чему не привели: он объяснял это тем, что у него теперь серьезная работа, ему нужно поддерживать имидж компании, да и сам он «дорос до совершенно нового уровня». Что же происходило на работе у Тимура? Придя туда в свой первый рабочий день и достав на обед приготовленный женой плов, он вызвал у новых коллег взрыв смеха. В дальнейшем любые разговоры о семье, детях, любви сопровождались насмешками. Будучи смущен и желая заполучить одобрение со стороны начальства и коллег, Тимур со временем принял на себя эту корпоративную культуру. А заработав первые хлопки по плечу, стал все глубже в нее погружаться и уже не могу снимать эту маску дома. Разлад между молодоженами чуть не довел их до развода, поскольку Тимур искренне наслаждался положительным отношением на работе и не хотел слушать Настю. Спас их визит матери Тимура, которая не могла оставить без внимания перемены в нем и, сочувствуя своей невестке, порекомендовала обратиться к семейному психологу.
Внутренний мир «отличника»Мы описали, внешние проявления «синдрома отличницы», но что происходит на более глубоком уровне? Опасность данного симптома в том, что он затрагивает систему ценностей человека. Благополучный человек, как правило, имеет определенные представления и себе, он хорошо осведомлен как о слабых, так и о сильных сторонах своей личности, у него устойчивая и адекватная самооценка. Он умеет учитывать свои положительные и отрицательные стороны. «Комплекс отличницы» блокирует эту возможность: самоценность подменяется мнением других, и это может приводить к тяжелым последствиям. Представим, как действует человек, нуждающийся в одобрении со стороны. Что с ним происходит, когда он берется за новое дело? Таким человеком в первую очередь руководит страх негативной оценки со стороны других людей. Очень часто это останавливает человека, мешая ему достигать новых высот, осваивать новый опыт. Артем, юноша 17 лет, со средней школы увлекался астрономией. По окончании школы он может поступить в университет, чтобы осуществить свою мечту. Для этого он много работал: изучал необходимые предметы, зарабатывал деньги на проживание. Однако его желания идут в разрез с планами родителей, которых он привык слушаться и не расстраивать. Они считают, что он должен освоить более практичную профессию: врач, инженер или что-нибудь подобное. Мальчик не может представить себе жизни без гармонии с родителями, но ничто, кроме астрономии, не манит его. Так он оказался в сложнейшей ситуации, боясь сделать выбор в пользу себя.
Стресс погони за одобрением«Все болезни от нервов» - каждый из нас слышал эту фразу хоть раз в жизни. В ней содержится значительная доля правды: длительный стресс, перенапряжение часто приводят к физическим недугам, от головной боли до онкологических заболеваний. Постоянная тревога о том, как ты выглядишь со стороны, как оценили твои поступки – это, безусловно, стресс. Человек постоянно беспокоится, пытается соответствовать, в итоге теряя способность жить для себя. А ведь развитие этой способности – ключевой момент практически всех направлений психотерапии. Без нее человек испытывает постоянное давление и, в конечном счете, зарабатывает для себя мигрени, проблемы с сердцем и пр. ВзаимоотношенияСтоит упомянуть также социальные взаимодействия и влияние на них «комплекса отличницы». Вернёмся к учебной деятельности. Наверное, многие могут вспомнить своих бывших одноклассников и сокурсников, которые любыми способами старались получать только хорошие оценки. Как складывались их отношения с коллективом? Ситуации, конечно, бывают разные, но наиболее частый вариант – конфликты и недопонимание. Если же подобное поведение выходит за рамки учебной деятельности, ситуация становится ещё хуже: нарушаются взаимоотношения с семьёй, друзьями, коллегами. А это, в свою очередь, приводит к дополнительным стрессам, одиночеству, депрессии.
Профессиональная помощьМы увидели, что чрезмерная тревога о мнении посторонних людей, ориентация на внешние оценки, которая называется «комплексом отличницы», может привести к серьезным негативным последствиям. Возникает вопрос: что можно с этим сделать и почему лучше обратиться за профессиональной помощью? В первую очередь, психолог смягчает процесс изменения в личности клиента. Специалист также может послужить хорошим источником более-менее объективной обратной связи об иррациональных установках и ценностях. В ходе психотерапии клиент приходит к осознанию и принятию собственной ценности, приобретает навыки достижения своих целей, исполнения своих желаний. Конечно, можно попытаться справиться с проблемой самостоятельно, однако в этом случае очень велик риск разочароваться в себе и компенсировать это полной зависимостью от других людей.
В заключение стоит повторить, что «комплекс отличницы» – это чрезмерная зависимость от чужой оценки. Здоровое стремление к социальному успеху, престижу способствует нашей деятельности. Так или иначе, мы все формируем свои цели и способы их достижения, оглядываясь на общество, поэтому ни затворничество, ни антисоциальность не представляют альтернативы «комплексу отличницы».
Узнать подробнее об услугах Центра и записаться на прием можно по телефону (812) 640-38-55, написав в Whatsapp или , или заполнив форму ниже. |
Услуги Центра Сотрудничество
Контакты |
Наша группа ВКонтакте
Телефон
(812) 640-38-55
Санкт-Петербург,
Цены на услуги психологов и логопедовТележная улица, 11, 4 этаж
Карта проезда