Истерики у школьника: в чём причина и как бороться?Мама 8-летнего Вани всерьёз обеспокоена поведением мальчика, его излишней восприимчивостью и эмоциональностью. Из школы то и дело звонят и жалуются на ванины истерики, которые он закатывает по любому поводу. Взяли пенал, толкнули на физкультуре, обозвали, случайно уронили какую-то его вещь – и начинается истерика минут на 20. Учителя толком не знают, как реагировать, а некоторые из них даже советуют отправить Ваню в коррекционный класс или перевести на домашнее обучение. За помощью женщина обратилась к психологу центра, чем закончилась история – читайте далее. Да, иногда истерики устраивают и дети школьного возраста. Это может быть проявлением каких-либо врождённых патологий нервной системы или приобретённых неврозов, однако и психологические причины имеют место быть. В этой статье мы не будем затрагивать медицинские диагнозы, лишь определим причины истерик у школьников, способы реагирования на них, опишем работу психолога с детьми, имеющими такую проблему, и дадим общие рекомендации родителям. Истерика у школьника – это нормально?Школьный период состоит из 11 лет. Согласитесь, между первоклашкой и выпускником разница есть, и она очень велика. Бывает так, что ребёнок ещё психологически не готов к школе, особенно если школа – его первый «отрыв» от семьи. Новая социальная роль, изменение всего уклада жизни, введение оценочной системы деятельности ребёнка, жёсткая необходимость подчинять своё поведение требованиям учителя – всё это стрессовые факторы, связанные с началом обучения. Не всем детям удаётся успешно с ними справиться, и появившиеся истерики у младшего школьника могут быть одним из признаков психологического неблагополучия. Кроме того, у школьников могут сохраняться те самые ложные истерики, целью которых является манипуляция. Происходит это из-за ошибок в воспитании, вызванных неопытностью родителей и другими факторами. Бороться с ними нужно теми же методами, о которых мы говорили в цикле статей про дошкольников. Истерика у подросткаЭто совершенно особый случай. С подростками часто сложно ладить, они как бы живут в своём мирке, и кажется, не понимают сами себя. Если у вашего подростка случаются истерики, это серьёзный повод обратиться к специалисту. К пубертату система саморегуляции уже достаточно сформировалась, и ребёнок способен реагировать на обстоятельства адекватно, имеет возможность понять, какое поведение неприемлемо в обществе. Если у подростка случаются истерики, это значит, что есть психологические проблемы, которые не дают ему покоя, не позволяют расслабиться. Избыточное напряжение может быть связано с большой учебной нагрузкой, сверхответсвенностью ребёнка, постоянными переживаниями об оценках, сложными отношениями с одноклассниками и многими другими факторами. Также важно знать, что избыточным эмоциональным реакциям подвержены излишне ранимые, несдержанные, чувствительные дети. Причины истерик у школьниковВот лишь основные из них:
Истерики бывают разовыми и регулярными, их могут запускать различные факторы и ситуации. Простой пример: умерла кошка. Ребёнок, узнав об этом, начинает плакать и не может остановиться. Когда всё-таки останавливается, снова плачет. Отказывается от еды и развлечений, не может нормально спать всю неделю, подушка постоянно мокрая от слёз, вид подавленный, состояние крайне угнетённое. Он переживает из-за смерти любимого питомца, и это уже само по себе достаточный повод для истерики. Но может быть и так, что эмоциональные срывы случались и раньше, правда, не столь сильные. Возможно, что-то тяготило ребёнка, и смерть кошки стала последней каплей. Другая ситуация – истерики во время выполнения домашнего задания. Если они становятся постоянными, это тоже сигнал о проблеме и серьёзный повод обратиться к детскому психологу. Чем психолог может помочь ребёнку и родителям?Как и в случае с дошкольником, работа психолога заключается в установлении паттернов поведения и решении сопутствующих психологических проблем. Особенность работы со школьниками состоит в том, что они уже лучше понимают себя, могут давать оценку своим действиям и находить взаимосвязи. Работа психолога с 8-летним Ваней и его мамой На семейной терапии психологу удалось выяснить, что:
Работа с мальчиком включала в себя обсуждение неприятных моментов, выстраивание новой линии поведения в ситуациях, которые потенциально несли «опасность» или какой-либо дискомфорт. Мальчик научился адекватно реагировать на неприятные вопросы («а где твой папа?»). Маме же психолог посоветовал увлечь ребёнка каким-нибудь интересным занятием, чаще приглашать в гости его сверстников, желательно, спокойных и тактичных детей. Также в ходе терапии мама Вани поняла свою ошибку: она слишком хотела вырастить из него настоящего мужчину, где-то недодала ласки, где-то наделила слишком большой ответственностью и всегда много требовала. При этом ей казалось важным, чтобы сын чётко выполнял её требования, даже когда он злился на неё, был чем-то недоволен или чувствовал себя уставшим. В семье почти не было места для обсуждения ситуаций и достижения договоренностей. В итоге мальчик не научился формулировать собственные желания, отстаивать своё мнение, реагировать на внешнюю агрессию. Всё это нашло отражение в проблемах с одноклассниками. А избыточное напряжение в отношениях с мамой (ведь Ивану так важно было соответствовать всем её пожеланиям) привело к периодическим сильным эмоциональным выплескам, истерикам. Поэтому ещё одним важным пластом во взаимодействии с психологом была работа с чувствами: снятие накопившегося напряжение через игры и упражнения, обучение выражению эмоций приемлемыми способами, формирование навыков открытого диалога и высказывания своего недовольства. Сейчас у Вани всё отлично. Постепенно истерики сошли на нет. Учителя, намекавшие, что у ребёнка проблемы «медицинского характера», теперь говорят, что это славный мальчик, у которого просто был сложный период. О чём важно помнить родителям?О том, что «взрослый» ребёнок – ещё не взрослый. Он ещё не вырос, но проходит этапы взросления, становления личности. Все психологи сходятся во мнении, что истерики проще предотвратить, чем бороться с установившейся линией поведения и чертами характера. Поэтому школьникам нужно то же, что и малышам: режим дня, чёткость и справедливость требований, отсутствие перегрузки и излишней строгости, возможность обсудить чувства со взрослыми, внимание, забота и любовь, независимо от поведения и возраста. Также спросите себя: наше отношение к сыну (дочери) растёт вместе с ним (с ней)? Не держим ли мы 15-летнего ребёнка в «люльке» для младенца? Помните, и ответственность, и свобода должны постепенно расти вслед за подростком, иначе он будет чувствовать себя мягко говоря не комфортно. Узнать подробнее об услугах Центра и записаться на прием можно по телефону (812) 640-38-55, написав в Whatsapp или , или заполнив форму ниже. |
Услуги Центра Сотрудничество
Контакты |
Наша группа ВКонтакте
Телефон
(812) 640-38-55
Санкт-Петербург,
Цены на услуги психологов и логопедовТележная улица, 11, 4 этаж
Карта проезда