Как взрослые влияют на формирование зависимости от телефона, планшета или компьютера

С каждой волной новых технологий родители неизменно сталкиваются с проблемой, как установить разумные рамки их использования подрастающим поколением. Когда-то это был телефон, телевизор, затем компьютер. Теперь ситуация усугубилась ещё и пришествием мобильных гаджетов, с которыми можно в буквальном смысле не расставаться. Поэтому дилемма как, дав ребёнку доступ к современной технике, не «потерять» его актуальна для многих.

Главным аргументом в пользу покупки и допуска ребёнка к гаджетам становится их образовательная и развивающая ценность. Действительно, компьютер, планшет или смартфон – это новый способ получать знания. Сегодня существует бесчисленное множество приложений, направленных на развитие ребёнка: игры для изучения алфавита, иностранных языков, географии и т. п. Взрослые нацелены на ранее развитие ребёнка и не хотят, чтобы он отставал в освоении современных технологий, ведь это пригодится ему и в дальнейшей жизни. Кроме того, это простой способ организовать досуг, поскольку планшет совмещает в себе медиа-центр, видео-приставку, библиотеку и многое другое.

ЧЕМ ОПАСНЫ ГАДЖЕТЫ

Основная опасность компьютера и ему подобных изобретений состоит в том, что, независимо от целей его использования, он оказывает сильный стимулирующий эффект на нервную систему, что часто ведёт к перевозбуждению и повышенной утомляемости. В то же время, человек получает положительные эмоции, не затратив никакого труда. Для того, чтобы почувствовать удовлетворение результатами своей деятельности в реальной жизни, порой приходится приложить немало усилий. Однако и в этом случае результат, на который надеялся, совсем не гарантирован.

Таким образом, на бессознательном уровне человек ассоциирует гаджеты с лёгким, а главное доступным удовольствием. Важно понимать, что с психологической точки зрения алкогольная или наркотическая зависимость формируется по сходной схеме: гарантированное чувство удовлетворения от какого-либо внешнего стимула заставляет обращаться к нему снова и снова. Причём, в случае с гаджетами, как и в случаях с другими типами зависимостей, со временем вырабатывается толерантность к стимулу, поэтому «допинг» необходим во всё возрастающих количествах.

ФОРМИРОВАНИЕ ЗАВИСИМОСТИ

Не все родители охотно готовы это признать, но часто именно их действия становится причиной чрезмерного увлечения детей гаджетами.

Как было сказано выше, у взрослых благие цели – занять ребёнка, чтобы ему не было скучно. Это бывает оправданно, например, в дальних поездках, во время ожидания в поликлинике или если у старших есть неотложные дела, и они не могут уделить внимание. Однако нередко за этим стоит неумение и/или нежелание предложить ребёнку другие занятия (игры, хобби, помощь по дому, для более старших – кружки и секции) в качестве достойной альтернативы. Таким образом, взрослые перекладывают ответственность и за обучение, и за досуг ребёнка на планшет или смартфон.

В результате ребёнок просто не умеет занять себя чем-то другим – придумать игру, почитать, нарисовать, построить что-то из конструктора, ведь гораздо проще и доступнее включить компьютер.

Куда больше настораживает другой аспект проблемы: гаджеты становятся заменой общению внутри семьи. С точки зрения психологии, это большое упущение, т. к. именно в отношениях с родителями и другими домашними ребёнок постигает науку социального взаимодействия, учится выражать свою точку зрения, договариваться о компромиссах и т. д. И этому можно научиться только в семье, современные технологии здесь не помогут.

Такое возможно, если родители сами не очень хорошо умеют справляться со скукой и любую свободную минуту занимают общением в интернете, просмотром картинок и развлекательных статей. В этом случае семейный досуг заменяется общением с электроникой даже вне дома. Всё чаще можно наблюдать в общественных местах картину, когда все члены семьи сидят, уткнувшись каждый в свой экран, не замечая друг друга.

Наиболее ярко это иллюстрирует тревожный случай из практики, когда в процессе проективной диагностики 10-ти летний мальчик на просьбу психолога нарисовать свою семью изобразил в разных краях листа папу за компьютером, маму с телефоном и себя с планшетом в руках.

Следует помнить, что с психологической точки зрения в скуке нет ничего опасного. Скорее она призвана стать ресурсом для того, чтобы придумать нечто новое и интересное. Однако, многие лишают себя этой возможности, хватаясь за телефон или планшет в поисках гарантированного удовольствия.

РАБОТА НАД ОШИБКАМИ

Главные ошибки, которые совершают взрослые, приобщая ребёнка к техническим новинкам:

  • Не учитывают возрастные особенности ребёнка. Часто родители даже гордятся тем, что их малыш, ещё не умея говорить, уже способен включить мультики. Однако, то, что ребёнок способен это сделать, не идёт ему на пользу. Психологи отмечают, что для развития речи и мелкой моторики больше подойдут манипуляции с реальными предметами, а не сенсорным экраном. Подростку же чаты не заменят живого общения со сверстниками.
  • Оставляют вопрос времени перед экраном и качества потребляемого контента на усмотрение ребёнка. У ребёнка ещё недостаточно жизненного опыта, чтобы критически воспринимать то, что видит на экране. Эти вопросы до определённой степени должны контролироваться взрослыми.
  • Воспринимают гаджеты как замену необходимости общаться. Часто взрослым, довольным тем, что ребёнок занят, даже не приходит в голову поинтересоваться его отношением к происходящему на экране. Даже обсуждение успехов в играх может послужить одним из многих шагов укрепления отношений в семье. В этом случае с меньшей вероятностью ребёнок будет воспринимать планшет или телефон как способ уйти от реальности. Это будет просто одним из видов деятельности, с которого можно переключиться на что-то другое.

Итогом перечисленного выше недопонимания собственной ответственности за формирование компьютерной зависимости могут стать проблемы, описанные в предыдущей статье.

ГАДЖЕТАМ НЕТ?

Как и другие достижения цивилизации, гаджеты не являются злом сами по себе. Проблемой становится отношение к ним, как к единственному источнику активности и удовольствия. Очевидно, что, лишая ребёнка возможность поиграть или пообщаться с друзьями в интернете, можно сделать его изгоем среди ровесников.

Первым шагом на пути решения вопроса гаджето-зависимости будет изменить отношение – и прежде всего отношения взрослых – к электронным устройствам как к спасению от повседневной рутины.

Для всех членов семьи будет полезно общение друг с другом (пусть и не всегда позитивное), совместный досуг, даже совместная скука. Только так можно научиться продуктивно взаимодействовать, понимать друг друга и быть внимательными друг к другу. В конечном итоге компьютерные технологии должны стать нашими помощниками для решения информационных и образовательных задач, а никак не заменой реальной жизни.

Поделиться:

Узнать подробнее об услугах Центра и записаться на прием можно по телефону (812) 640-38-55 или заполнив форму ниже.




Имя*
E-mail*
Телефон*
Удобное время для звонка   
Сообщение*
Защита от спама*
Консультации

Индивидуальная консультация психолога / психотерапевта
Семейный психолог: консультации
Консультация сексолога /
сексопатолога
Детский и подростковый психолог: диагностика и консультации
Коучинг (лайф коучинг)
Логопед для взрослых
Логопед для ребенка
Психологическая диагностика
Профориентация для подростков и взрослых
Индивидуальная программа по снижению веса и коррекции пищевой зависимости


Сотрудничество

Работа в Fidem


Контакты

Телефон

Санкт-Петербург,
Малоохтинский проспект, д. 61А,
БЦ «Александр Невский», 3 этаж
Карта проезда


Лицензия на осуществление медицинской
деятельности № 78-01-002884

Центр Прогрессивных Технологий FIDEM — психотерапия и логопедия © 2008-2017, Санкт-Петербург / СПб