Как взрослые влияют на формирование зависимости от телефона, планшета или компьютераС каждой волной новых технологий родители неизменно сталкиваются с проблемой, как установить разумные рамки их использования подрастающим поколением. Когда-то это был телефон, телевизор, затем компьютер. Теперь ситуация усугубилась ещё и пришествием мобильных гаджетов, с которыми можно в буквальном смысле не расставаться. Поэтому дилемма как, дав ребёнку доступ к современной технике, не «потерять» его актуальна для многих. Главным аргументом в пользу покупки и допуска ребёнка к гаджетам становится их образовательная и развивающая ценность. Действительно, компьютер, планшет или смартфон – это новый способ получать знания. Сегодня существует бесчисленное множество приложений, направленных на развитие ребёнка: игры для изучения алфавита, иностранных языков, географии и т. п. Взрослые нацелены на ранее развитие ребёнка и не хотят, чтобы он отставал в освоении современных технологий, ведь это пригодится ему и в дальнейшей жизни. Кроме того, это простой способ организовать досуг, поскольку планшет совмещает в себе медиа-центр, видео-приставку, библиотеку и многое другое. ЧЕМ ОПАСНЫ ГАДЖЕТЫОсновная опасность компьютера и ему подобных изобретений состоит в том, что, независимо от целей его использования, он оказывает сильный стимулирующий эффект на нервную систему, что часто ведёт к перевозбуждению и повышенной утомляемости. В то же время, человек получает положительные эмоции, не затратив никакого труда. Для того, чтобы почувствовать удовлетворение результатами своей деятельности в реальной жизни, порой приходится приложить немало усилий. Однако и в этом случае результат, на который надеялся, совсем не гарантирован. Таким образом, на бессознательном уровне человек ассоциирует гаджеты с лёгким, а главное доступным удовольствием. Важно понимать, что с психологической точки зрения алкогольная или наркотическая зависимость формируется по сходной схеме: гарантированное чувство удовлетворения от какого-либо внешнего стимула заставляет обращаться к нему снова и снова. Причём, в случае с гаджетами, как и в случаях с другими типами зависимостей, со временем вырабатывается толерантность к стимулу, поэтому «допинг» необходим во всё возрастающих количествах. ФОРМИРОВАНИЕ ЗАВИСИМОСТИНе все родители охотно готовы это признать, но часто именно их действия становится причиной чрезмерного увлечения детей гаджетами. Как было сказано выше, у взрослых благие цели – занять ребёнка, чтобы ему не было скучно. Это бывает оправданно, например, в дальних поездках, во время ожидания в поликлинике или если у старших есть неотложные дела, и они не могут уделить внимание. Однако нередко за этим стоит неумение и/или нежелание предложить ребёнку другие занятия (игры, хобби, помощь по дому, для более старших – кружки и секции) в качестве достойной альтернативы. Таким образом, взрослые перекладывают ответственность и за обучение, и за досуг ребёнка на планшет или смартфон. В результате ребёнок просто не умеет занять себя чем-то другим – придумать игру, почитать, нарисовать, построить что-то из конструктора, ведь гораздо проще и доступнее включить компьютер. Куда больше настораживает другой аспект проблемы: гаджеты становятся заменой общению внутри семьи. С точки зрения психологии, это большое упущение, т. к. именно в отношениях с родителями и другими домашними ребёнок постигает науку социального взаимодействия, учится выражать свою точку зрения, договариваться о компромиссах и т. д. И этому можно научиться только в семье, современные технологии здесь не помогут. Такое возможно, если родители сами не очень хорошо умеют справляться со скукой и любую свободную минуту занимают общением в интернете, просмотром картинок и развлекательных статей. В этом случае семейный досуг заменяется общением с электроникой даже вне дома. Всё чаще можно наблюдать в общественных местах картину, когда все члены семьи сидят, уткнувшись каждый в свой экран, не замечая друг друга. Наиболее ярко это иллюстрирует тревожный случай из практики, когда в процессе проективной диагностики 10-ти летний мальчик на просьбу психолога нарисовать свою семью изобразил в разных краях листа папу за компьютером, маму с телефоном и себя с планшетом в руках. Следует помнить, что с психологической точки зрения в скуке нет ничего опасного. Скорее она призвана стать ресурсом для того, чтобы придумать нечто новое и интересное. Однако, многие лишают себя этой возможности, хватаясь за телефон или планшет в поисках гарантированного удовольствия. РАБОТА НАД ОШИБКАМИГлавные ошибки, которые совершают взрослые, приобщая ребёнка к техническим новинкам:
Итогом перечисленного выше недопонимания собственной ответственности за формирование компьютерной зависимости могут стать проблемы, описанные в предыдущей статье. ГАДЖЕТАМ НЕТ?Как и другие достижения цивилизации, гаджеты не являются злом сами по себе. Проблемой становится отношение к ним, как к единственному источнику активности и удовольствия. Очевидно, что, лишая ребёнка возможность поиграть или пообщаться с друзьями в интернете, можно сделать его изгоем среди ровесников. Первым шагом на пути решения вопроса гаджето-зависимости будет изменить отношение – и прежде всего отношения взрослых – к электронным устройствам как к спасению от повседневной рутины. Для всех членов семьи будет полезно общение друг с другом (пусть и не всегда позитивное), совместный досуг, даже совместная скука. Только так можно научиться продуктивно взаимодействовать, понимать друг друга и быть внимательными друг к другу. В конечном итоге компьютерные технологии должны стать нашими помощниками для решения информационных и образовательных задач, а никак не заменой реальной жизни.Узнать подробнее об услугах Центра и записаться на прием можно по телефону (812) 640-38-55, написав в Whatsapp или , или заполнив форму ниже. |
Услуги Центра Сотрудничество
Контакты |
Наша группа ВКонтакте
Телефон
(812) 640-38-55
Санкт-Петербург,
Цены на услуги психологов и логопедовТележная улица, 11, 4 этаж
Карта проезда