Чувствительный ребенок, кто он?

Распознать чувствительного ребёнка среди его сверстников можно практически с рождения. Когда другие малыши спокойно спят по несколько часов (или даже всю ночь напролёт), они просыпаются от малейшего шума или желают спать только на руках у мамы. События дня, прогулка или приход гостей приводят их в такое возбуждение, что они долго не могут успокоиться, и нередко дело кончается истерикой. Они остро реагируют на громкие звуки, высокую или низкую температуру, чувствительны к определённым запахам или видам тканей, контактирующих с кожей; долго и безутешно плачут, если ударились или случилось иное огорчение.

Став старше, они не слишком стремятся участвовать в играх с другими детьми, а с новыми людьми ведут себя крайне настороженно. На детских утренниках они предпочитают держаться в стороне, не смотря на все попытки родителей и воспитателей включить их в общее веселье. Они боятся компании сверстников, потому что для них общение с ними – слишком большая нагрузка, поэтому могут предпочитать игры с более спокойными взрослыми, либо ограничивать свой круг общения лишь несколькими близкими людьми.

Главное, что объединяет этих детей – восприимчивость к стимулам внешней среды у них выше, чем у среднестатистического человека. Корни этого явления лежат в повышенной откликаемости нервной системы на всевозможные раздражители.

Причины повышенной чувствительности до конца не выяснены. Вероятно, она имеет в своей основе генетический компонент. Однако роль может сыграть и тревога мамы во время беременности, родовая травма, отсутствие контакта с родителями в первые час и дни после родов. Как бы то ни было, нелегко приходится как самим чувствительным детям, так и их родителям.

ПРОБЛЕМЫ ЧУВСТВИТЕЛЬНОГО РЕБЁНКА

Детям, более других склонным к чувствительности и тревожности, приходится переживать ряд трудностей, касающихся самых различных аспектов жизни. Про них говорят, что они «живут без кожи», подчёркивая тем самым их чрезвычайную уязвимость.

Прежде всего, речь идёт об адаптации к внешней обстановке. Как уже говорилось выше, первоочередной проблемой является то, что чувствительный ребёнок больше других подвержен воздействию различных раздражителей. То, на что обычный человек не обратит внимания, станет для него тяжёлым испытанием, начиная от холодного ветра на улице и заканчивая поездкой в автомобиле.

Эти дети более склонны к обидчивости – их психологическая уязвимость приводит к тому, что они, защищаясь от внешнего воздействия, замыкаются в себе. Для выживания в психологическом плане им может потребоваться «защитный панцирь». С людьми они сходятся медленно и неохотно.

Чаще всего они неуверены в себе, поскольку и окружающие, и они сами в итоге воспринимают повышенную чувствительность как слабость. В результате у них может сформироваться низкая самооценка. В ситуациях, требующих эмоциональной устойчивости они с большей вероятностью будут опускать руки вместо того, чтобы бороться за достижения. Они более подвержены эмоциональному выгоранию потому что гораздо сильнее других переживают за успех дела, которым занимаются.

ЧТО МОЖЕТ УСУГУБИТЬ СИТУАЦИЮ?

Чувствительные дети склонны выражать свои эмоции ярко и бурно, поэтому они чаще сталкиваются с неодобрением. Поскольку у родителей и так много забот, они могут воспринимать чрезвычайную уязвимость ребёнка как дополнительную нагрузку. К этому добавляется стресс от непонимания, почему ребёнок плачет и как его успокоить, а также чувство вины за то, что они якобы чего-то недодают ребёнку. Эти чувства могут привести родителей к злости и гневу на ребёнка, за то, что он снова хнычет, когда другие дети спокойно играют и исследует мир. Но стыдить и порицать чувствительного ребёнка за слёзы и обиды – значит усугублять ситуацию.

Именно поэтому родителям, воспитателям, учителям и психологам важно выстроить взаимодействие с таким ребёнком, найти к нему особый подход. Часто взрослые предполагают, что повышенную чувствительность можно преодолеть, ставя ребёнка в такие ситуации, где он может «перебороть себя». Например, отдавая его пораньше в детский сад в надежде, что там он адаптируется, или подталкивая к занятиям, которыми он боится заниматься.

Требования родителей (неважно, высказаны ли они вслух или только подразумеваются) показывают ребёнку, что он чем-то принципиально отличается от других людей, причём не в лучшую сторону. Если чувствительный ребёнок видит, что его потребность в более щадящей атмосфере и его сильные эмоции не находят отклика, на бессознательном уровне начинает закрепляться убеждение, что его не принимают таким, какой он есть. Ребёнок начинает стараться соответствовать требованиям из страха потерять родительскую любовь, но подспудное ощущение, что он не такой как все, постоянно подрывает его уверенность в себе.

КАК ПОМОЧЬ ЧУВСТВИТЕЛЬНОМУ РЕБЁНКУ

Как было сказано выше, главное, чем можно помочь чувствительному ребёнку – принять его особенность и уважительно отнестись к ней. Сделать это бывает крайне нелегко, особенно родителям мальчиков, которых с детства учат «не распускать нюни», быть сильными и уметь постоять за себя.

Родителям чувствительных детей часто приходится набраться терпения, поначалу ограждая их от слишком интенсивных впечатлений, давая им время привыкнуть к новому, формируя ритуалы, которые буду обеспечивать ребёнку чувство стабильности и безопасности. При деликатной поддержке ребёнок может постепенно перерасти эти трудности и адаптироваться в мире, где поначалу ему было так непросто.

Важно помнить, что формирование личности – небыстрый процесс. Повзрослев, уязвимый ребёнок может скомпенсировать свою чувствительность и даже найти в ней ресурсы.

Пример из практики: Ирина обратилась за консультацией психолога по поводу своей 2-летней дочери Дарьи. Малышка с рождения требовала много внимания, постоянно желала быть на руках. Прогулки и поездки в машине проходили в непрерывных попытках успокоить тревожно хныкавшую кроху.

Мама была совершенно измучена постоянным нервным напряжением: никогда не знаешь, от чего дочь начнёт кричать и плакать. Кроме того, она испытывала сильное чувство вины за то, что не понимает собственного ребёнка и не может организовать всё так, чтобы ей было комфортно и спокойно. Всё это очень нервировало женщину, она постоянно задавала себе вопросы: «Что я делаю не так? Почему другие справляются, а у меня никак не получается?!» Кроме того, её не оставило беспокойство, как же дочь пойдёт в сад, если она так чувствительна – сможет ли она оставаться без мамы, не будут ли её обижать другие дети.

Психолог попросила клиентку рассказать о собственном детстве. Этот этап работы вызвал у женщины сильные эмоции и даже слёзы. Она призналась, что сама часто ощущала в детстве, что она не такая как все – сторонилась детей, их игры были для неё слишком шумными и грубыми. В школе она было крайне стеснительной, боялась отвечать на уроке. В подростковом возрасте избегала компаний сверстников. Изменчивость их отношений (сегодня друзья не разлей вода, завтра всем классом дружим против кого-то) пугала её.

В ходе этой работы клиентке удалось осознать, что она проецирует на свою дочь свои собственные детские обиды и страхи перед другими людьми. Большую часть жизни она ощущала свою отдельность и одиночество. Попытавшись поставить себя на место дочери, она увидела, что оно ей очень хорошо знакомо. Её былые чувства снова выплыли наружу и 30-летняя женщина призналась, что иногда сама ощущает себя маленькой беззащитной девочкой.

На фоне этих полузабытых переживаний проступило ещё одно чувство – страх от столкновения с миром. Только теперь Ирина боялась не только за себя, но и за свою малышку, что той придётся пережить то же самое. Клиентка помнила, как тяжело ей пришлось самой и теперь бессознательно боялась, что и её ребёнку придётся пройти тот же трудный путь. В стремлении защитить дочь от слишком сильных переживаний она совершенно измотала себя. Теперь ей стало понятно, что, желая изменить свою дочь и сделать её менее уязвимой, она как будто стремиться «переписать свою собственную историю».

В результате регулярного посещения психолога, женщине удалось снизить требования к себе в отношениях с дочерью: она перестала воспринимать её слёзы как оценку своей родительской состоятельности. Клиентке стало ясно, что её задача не в том, чтобы любыми силами оградить дочь от неприятных переживаний, а в том, чтобы искренне быть рядом с ней в трудную минуту, не подавляя, а принимая её переживания.

Но главное, Ирине удалось увидеть ресурсы в своей чувствительности (а следовательно, и в этом качестве своей дочери) – восприимчивость ко внешним стимулам очень важна для людей творческих профессий. Ирина вспомнила своё юношеское увлечение поэзией, которое позволяло ей справляться с эмоциями. Осознание силы своей «слабой» стороны и принятие её как одной из частей своей личности, помогло её лучше понять не только себя, но и свою дочь.


Поделиться:

Узнать подробнее об услугах Центра и записаться на прием можно по телефону (812) 640-38-55, написав в Whatsapp или , или заполнив форму ниже.




Имя*
E-mail*
Телефон*
Удобное время для звонка   
Сообщение*
Защита от спама*
Услуги Центра

Консультация психолога онлайн
Индивидуальная консультация психолога / психотерапевта
Семейный психолог: консультации
Консультация сексолога /
сексопатолога
Детский и подростковый психолог: диагностика и консультации
Коучинг (лайф коучинг)
Логопед для взрослых
Логопед для ребенка
Психологическая диагностика
Профориентация для подростков и взрослых


Сотрудничество

Работа в Fidem


Контакты
Центр Прогрессивных Технологий FIDEM — психотерапия и логопедия © 2008-2024, Санкт-Петербург / СПб