Возрастные кризисы: от новорожденного до подростка

Возрастной кризис – это поворотное событие, которое определяется переходом от одного жизненного этапа к следующему. Это особое состояние, которое характеризуется изменениями психофизиологических особенностей и эмоциональной сферы человека. Это ломка, переход от привычного к новому. В общем, возрастные кризисы сопровождают нас всю жизнь, начиная с момента рождения и, по сути, являются признаком развития и личностного роста.

Для одних кризисы проходят тяжело и болезненно, и привносят свои коррективы в мировоззрения и жизнь человека, для других – более гладко и незаметно. Однако цель возрастного кризиса в том, чтобы человек стал взрослее и мудрее, научился по-новому смотреть на самого себя, на привычные вещи и ситуации. Это своеобразный экзамен на взрослость и умение преодолевать сложности.

Основные возрастные кризисы

Теперь выделим основные периоды, которые сопровождаются возрастным кризисом:

  • кризис новорожденного;
  • кризис 1 года;
  • кризис 3-х лет;
  • кризис 5 лет;
  • кризис 7 лет;
  • подростковый возраст;
  • кризис 16-20 лет (юность);
  • кризис 30 лет;
  • кризис 40-45 лет;
  • кризис 60-70 лет

Каждый возраст имеет свои особенности и проблемы, с которыми человек сталкивается, вследствие чего возникает кризис.

О возрастных кризисах взрослой жизни

Возрастной кризис – это важно!

В случае, если возрастной кризис не пройден и нужные новообразования психики не сформировались, человек не меняется, другими словами, не взрослеет. Его личностное развитие и рост останавливается. Это может стать причиной непонимания и конфликтов в семье и на работе, привести к отсутствию карьерного и профессионального роста. Именно поэтому столь значимо, чтобы возрастной кризис был продуктивным, дал возможность перейти на новый уровень развития и привнес изменения в личность человека.

Кризис новорожденного

Рождение – это, прежде всего, изменение условий жизни. Ребенок попадает из привычной среды, где он был защищен от внешних факторов, в совершенно новый мир. Естественно, такие серьезные перемены требуют адаптации, которая и происходит у новорожденного.

Следующий важный этап первого года жизни – формирование доверия или недоверия к миру. Если отношения с близкими взрослыми (родители, бабушки, няня или опекун) дают малышу ощущение защищенности и безопасности, то на протяжении всей последующей жизни человек будет открыт для мира и познания. Ребенок, который провел первый год рядом с заботливыми и эмоционально стабильными взрослыми, дальше станет активным исследователем с высоким познавательным интересом.

Если ребенок в первый год жизни не получил полноценного эмоционального общения, ласки, заботы и у него не сформировалось доверие к миру, дальнейшее развитие будет направлено на преодоление тревожности и восстановление чувства безопасности.

На активное исследование мира сил у такого малыша может не остаться, что в последствие отрицательно скажется на процессах мышления и интеллектуальном развитии. В случае если при этом родители обращают внимание на сложности адаптации к социуму и на сниженный познавательный интерес еще до школы, психологическая работа будет эффективной.

Кризис 1-го года

Ребенок начинает ходить и говорить, он уже не полностью зависит от взрослого, он может сам передвигаться и делать не только то, что ждут от него взрослые. У ребенка впервые появляется свобода и самостоятельность. Он хочет что-то делать сам, исследовать такой интересный для него мир, и пока еще ничего не подозревает об опасностях, с которыми может столкнуться.

Возникают первые попытки проявить свою волю, сделать что-то так, как хочется, а не так, как говорят родители. При грамотном с психологической точки зрения поведении родителей кризис преодолевается легко и быстро. Ребенок нуждается одновременно в трех вещах:

  1. в понимании, что есть кто-то «большой и взрослый», кто устанавливает правила и как бы гарантирует безопасность;
  2. в возможности исследования и познании мира.
  3. в общении с окружающими: малыш начал говорить и ему очень хочется, чтобы его желания были понятны окружающим.

Если все это есть, вы даже не заметите, как кризис будет пройден. Если нет, проблемы с поведением будут сопровождать вас до кризиса трех лет, когда все станет еще сложнее.

Кризис 3-х лет

В этот период ребенок начинает осознавать, что он отдельная личность и многие действия может выполнять самостоятельно, при этом меняются отношения с взрослыми. Ребенок стремится повторять их действия и проявляет свою волю. Ему необходимо признание и уважение. Для 3-х летнего кризиса характерны следующие особенности: упрямство и строптивость, обесценивание и протесты, своеволие и деспотизм.

При благоприятном прохождении кризиса ребенок четко усваивает запреты взрослых и научается действовать по правилам. Кроме того, он приобретает способность вставать на точку зрения другого и принимать, что желания других могут не совпадать с его собственными. Все это дает мощный толчок для развития навыков коммуникации и социализации.

Если этого не происходит, ребенку очень сложно будет и строить отношения с другими людьми, и встраиваться в ситуации, где требуется умение контролировать свое поведение и подчиняться правилам (детский сад, общественные места и т.д.). Кроме того, не прекращаются конфликты дома, с родителями, любое правило, которое хотят ввести взрослые, будет пробоваться «на зуб» до бесконечности.

Кризис 5-ти лет

На этой стадии развития ребенку хочется еще большей самостоятельности и независимости. Однако он еще не умеет рассчитывать свои силы и не всегда предвидит последствия своих действий. Кризис проявляется в непослушании и стремлении получить больше свободы, возможны истерики, кривляния, конфликты с окружающими.

В этот период ребенок должен научиться конструктивному общению и в меру проявлять инициативу. Это будет означать, что кризис пройден. В противном случае развитие у ребенка затормаживается, и формируется чувство вины, с которым придется бороться или жить, возможно, всю жизнь.

Кризис 7-ми лет

Этот возрастной кризис – результат личностного развития и проявления самосознания. Здесь можно выделить 3 признака:

  • манерничанье, т.е. у ребенка появляются собственные секреты, которые скрывает от взрослых, показывает себя серьезным, строгим и т.д.
  • потеря непосредственности, т.е. ребенок начинает понимать смысл своих действий и думать о значении того или иного поступка.
  • так называемый, симптом горькой конфеты, это означает, что ребенок не показывает своих эмоций, если ему плохо.

Все это говорит о становлении ребенка, переходе на новый уровень понимания и эмоций, формировании переживаний. Теперь восприятие происходящего преломляется через внутренние переживания. К тому же в этом возрасте ребенка уже отдают в школу, но он не всегда готов к столь глобальным переменам даже, несмотря на специальные занятия и дошкольное обучение. Поэтому ему требуется понимание и внимание родителей, а иногда и помощь детского психолога.

Подростковый период

Это самый острый и длительный кризис, он связан с серьезными физиологическими изменениями, быстрым умственным развитием и общим формированием личности. В подростковом периоде ребенок уже чувствует себя взрослым, хочет всем показать и доказать свою самостоятельность, однако у него нет инструментов, которые позволили бы ему это сделать.

С одной стороны материальная зависимость от родителей, с другой – собственные потребности и стремление быть свободной личностью. Такие противоречащие обстоятельства часто приводят к возникновению конфликтов.

Если близкие взрослые проявят терпение, будут относиться уважительно к желаниям ребенка, дадут возможность показать, что он стал самостоятельным, это ему поможет пережить кризис максимально легко. Например, родители могут разрешить устроиться на подработку на летние каникулы, чтобы заработать собственные деньги или поручить выполнять какие-то «серьезные» дела, которые раньше не доверяли.

В случае если родители не поддержат ребенка, это приведет к задержке личностного развития, что, скорее всего, скажется на его дальнейшей жизни. Он замкнется, станет неуверенным, апатичным, депрессивным.

Положительным итогом подросткового кризиса должно стать формирование жизненных ориентиров, духовных ценностей, доверие и уважение к окружающим, уверенность в себе.

Поделиться:

Узнать подробнее об услугах Центра и записаться на прием можно по телефону (812) 640-38-55 или заполнив форму ниже.



Имя*
E-mail*
Телефон*
Удобное время для звонка   
Сообщение*
Защита от спама*
Консультации

Индивидуальная консультация психолога / психотерапевта
Семейный психолог: консультации
Консультация сексолога /
сексопатолога
Детский и подростковый психолог: диагностика и консультации
Коучинг (лайф коучинг)
Логопед для взрослых
Логопед для ребенка
Психологическая диагностика
Профориентация для подростков и взрослых
Индивидуальная программа по снижению веса и коррекции пищевой зависимости


Сотрудничество

Работа в Fidem


Контакты

Телефон

Санкт-Петербург,
Малоохтинский проспект, д. 61А,
БЦ «Александр Невский», 3 этаж
Карта проезда


Лицензия на осуществление медицинской
деятельности № 78-01-002884

Центр Прогрессивных Технологий FIDEM — психотерапия и логопедия © 2008-2017, Санкт-Петербург / СПб