Учиться в радость

Часто родители сталкиваются с такой ситуацией, когда ребенок не хочет идти в школу, учебный процесс кажется ему неинтересным, а подчас и довольно сложным и мучительным. Как помочь своему чаду? Как сделать его усилия в освоении школьной программы такими, чтобы они приносили ему радость, а не огорчение?

Получение радости и результата или избегание провала?

Побуждает нас к любой деятельности, в том числе к учебной, какой-либо мотив - своеобразная энергия, без которой сложно что-либо сделать. Они могут быть разными. Психологи традиционно делят мотивы на позитивные – мотивы достижения какого-либо результата и мотивы, связанные с избеганием неприятностей (неудач). В жизни мы – и взрослые, и дети – используем и те, и другие мотивы. Но возникает вопрос, как часто?

Мотивы достижения предполагают, что ребенок берется за что-то (в данном случае за учебу), потому что он ожидает каких-то приятных результатов от того, что он делает. Родители часто используют этот мотив достижения, усаживая ребенка за домашнее задание, говоря ему: «Вот сделаешь сейчас уроки/выучишь стихотворение/решишь задачку, завтра расскажешь, учительница тебе пятерку поставит, похвалит тебя перед классом, а я тебе в воскресенье куплю билет, пойдешь в кино». И вот ребенок берется за домашнее задание и в голове у него возникают будущие ожидаемые приятные события. Это и есть учеба в радость.

Но, к сожалению, мы не всегда пользуемся этим мотивом. Иногда, видя, как ребенок все откладывает и откладывает занятия на потом, а уже скоро и спать ложиться, мы начинаем ему говорить: «Вот не выучишь стихотворение/не решишь задачку, завтра двойку получишь, учительница тебя поругает при всем классе, гулять я тебя не отпущу. Будешь сидеть дома, учить уроки». И ребенок, выслушав всю эту тираду, конечно, глядя на ваше сердитое лицо тоже усядется за уроки, но… будет он делать их на фоне всех этих возможных будущих неприятностей, которые возникнут, если он не сделает уроки. Это и есть мотив избегания неудач. Он построен на отрицательных чувствах. Конечно, и в том и в другом случае стихотворение будет выучено, но в последнем – учеба пройдет на фоне тревоги, негодования или протеста. И эти сложные переживания будут включены в сам процесс познавательной деятельности.

Еще одной причиной, формирующей ориентировку на избегание неудачи, является недостаток поддержки со стороны близких. Даже если ребенок учится не очень-то хорошо, он должен видеть, что его усилия приносят результаты, что родители понимают уровень его возможностей и требуют соответственно им. Иначе, после многочисленных бесплодных попыток приходит уныние, теряется вера в свои силы и ребенок прикладывает усердия ровно столько, сколько требуется для того, чтобы его не ругали. Тут уж не до учёбы в радость.

Таким образом, мотивы, связанные с позитивными ожиданиями более полезны, поскольку они окрашивают познавательную деятельность ребенка, его учебу какими-то радостными переживаниями. На практике же часто родители используют мотивы избегания неудач. Они как бы пугают ребенка, думая, что это и есть отличный стимул стать успешным в учебе. Однако, как мы выяснили, используя мотивы достижения, можно будет быстрее достичь успеха. Родителям следует обратить внимание на позитивную мотивацию, суметь найти что-то хорошее, что будет доступно ребенку, когда он сделает то, что ему нужно сделать, касается ли это уроков или еще чего-то.

Как учеба в радость создается на практике?

Успешный предприниматель обратился за помощью к специалисту. Его сын Сергей учится в 6 классе. При всем своем старании мальчику тяжело дается учеба. Отец хочет, чтобы сын вырос успешным человеком и всегда твердит ему о важности знаний. При этом за плохие оценки часто наказывает ребенка.

Опытный психолог посоветовала изменить мотив и больше поощрять мальчика. Также с ребенком была проведена работа, которая помогла Серёже увидеть, какие именно действия приводят его к неудачам, а какие – к успехам. Много было потрачено усилий на то, чтобы научить ребенка ставить небольшие цели и получать удовольствие от их достижения. Успехи мальчика значительно возросли, оценки улучшились. Во многом, этому способствовало то, что родители стали больше делать акцент на том, что получается у их сына.

Также часто к психологу обращаются и родители, которые не сумели правильно подобрать мотив к учебе своего чада. Многих учеников не волнуют оценки, им поистине интересен процесс учебы – узнавать что-то новое, создавать проекты. Однако, амбициозные взрослые пытаются заинтересовать ученика хорошими оценками, материальными поощрениями.

Дочь Елены Анна ходит в гимназию. Когда появились новые предметы, девочка стала чуть хуже учиться. Мама пыталась помочь дочке, заинтересовать ее высокими отметками, похвалой учителей, даже частичным освобождением от домашних обязанностей. Но на Анну это не повлияло. Тогда женщина обратилась за помощью к опытному специалисту. Психолог разъяснила заботливой маме, что ее дочь ориентирована на сам процесс достижения новых знаний, а не на оценку ее деятельности. Изменив тактику, Елена смогла добиться высоких результатов.

Организация пространства и времени

Важным моментом является и создание определенных условий. У ребенка должно быть свое рабочее место. Место, за которым школьник делает уроки желательно использовать именно для учебы. Оно будет выступать как некий условный стимул (помните условные рефлексы Павлова?), который вызывает готовность к определенной деятельности. Эта обстановка сама по себе организует и вводит ученика в рабочее состояние, которое способствует тому, чтобы делать уроки.

Кроме того, следует помнить, что ребенок, когда начинает делать задания, в первые несколько минут ему еще сложно сосредоточиться и он отвлекается. И вот здесь его нужно поддерживать, помочь ему вернуться и опять продолжить учебу. Делать он это будет успешно минут 20 или чуть больше. Потом наступит утомление, усталость, потому что удерживать внимание достаточно долго ребенку, особенно в начальной школе, трудно. В старших классах ученики, конечно, могут и час проработать и только после этого появятся признаки усталости. Но и у старшеклассника тоже должны быть перерывы.

Как помочь старшекласснику?

Бывает, что и в старших классах пропадает желание учиться. Что делать родителям? Можно ли замотивировать неответственного старшеклассника? Ребенок и в старшем возрасте имеет какие-то желания. Это и есть живые мотивы, которые побуждают его к активности. Задача родителя состоит в том, чтобы опереться на эти желания, мотивы и суметь связать их с учебной деятельностью, показать ребенку, как его старания будут связаны с тем, чего он хочет, тем, о чем он мечтает.

При этом сам ребенок не всегда реально может оценить, что возможно для него и для родителей, а что нет. Задача родителей же показать ребенку то, что для него достижимо сегодня. Если он хочет чего-то намного большего, то он сможет это обрести, но первоначально нужно пройти определенные ступени, т.е. что-то сделать, чего-то достичь.

С детьми, обучающимися в средних и старших классах можно разговаривать на основе логических объяснений. У них логика уже сформирована. Можно приводить примеры из своей собственной жизни. Подросток будет, обсуждая с вами, высказывать свои мысли, возражения, опасения. Отнеситесь к ним внимательно.

Важным моментом является и возможность оценить результат своей деятельности. Часто родители придают большое значение оценкам, качеству выполнения домашнего задания. Это может привести к повышению тревожности и напряжения у ребенка, соответственно снизить его успеваемость и желание вести учебную деятельность. Ребенок должен понимать, что у него получается хорошо, а что не очень. В подростковом возрасте ученик сможет отчетливо выделить свои сильные и слабые стороны в учебе.

Еще один нюанс: решая проблему с учебой у подростка, помните, что ресурсы на освоение школьной программы он найдет только в том случае, если у него не будет проблем с учителями, одноклассниками и друзьями. Почему это так и что делать в этом случае, можно узнать на приеме психолога.

Конечно, учиться в радость – задача как для детей, так для взрослых. Совместная работа приведет к позитивному результату. В некоторых случаях необходима помощь квалифицированного психолога. Он поможет определить схему взаимодействия родитель-ребенок, поможет наладить доверительные отношения со своим чадом. Опытный специалист побеседует с взрослым и учеником, оценит их личностные характеристики, индивидуальные предпочтения, характер, мотив учебной деятельности и другие параметры, на основе которых можно будет сделать вывод и дать конкретные рекомендации в персональном случае.


Поделиться:

Узнать подробнее об услугах Центра и записаться на прием можно по телефону (812) 640-38-55 или заполнив форму ниже.





Имя*
E-mail*
Телефон*
Удобное время для звонка   
Сообщение*
Защита от спама*
Консультации

Индивидуальная консультация психолога / психотерапевта
Семейный психолог: консультации
Консультация сексолога /
сексопатолога
Детский и подростковый психолог: диагностика и консультации
Коучинг (лайф коучинг)
Логопед для взрослых
Логопед для ребенка
Психологическая диагностика
Профориентация для подростков и взрослых
Индивидуальная программа по снижению веса и коррекции пищевой зависимости


Сотрудничество

Работа в Fidem


Контакты

Телефон

Санкт-Петербург,
Малоохтинский проспект, д. 61А,
БЦ «Александр Невский», 3 этаж
Карта проезда


Лицензия на осуществление медицинской
деятельности № 78-01-002884

Центр Прогрессивных Технологий FIDEM — психотерапия и логопедия © 2008-2017, Санкт-Петербург / СПб