У моего ребёнка нет друзей!

Все родители хотят благополучия и счастья своим детям. Чтобы у них было любимое занятие, хорошее образование, крепкое здоровье и, конечно же, верные друзья. Нельзя недооценивать их роль в жизни подрастающего поколения. В данной статье мы затронем ситуацию, когда у ребёнка 5-10 лет есть сложности с установлением дружеских отношений.

Если это как раз ваш случай, первое, о чём важно помнить – не стоит паниковать и заставлять ребёнка с кем-то общаться, делать слишком большой акцент на его «диковатости» и малообщительности. Этим можно только нанести душевную травму, но никак не решить проблему. Что же делать в подобной ситуации?

«Взрослый» и «детский» взгляд на дружбу

Начнём с того, что для родителей и детей дружба – не совсем одно и то же. Дети дошкольного и младшего школьного возраста редко делятся друг с другом какими-то проблемами и переживаниями. Для них друг – сверстник, с которым интересно играть. У взрослых дружба – нечто более зрелое, подразумевающее тесный контакт именно на психологическом и эмоциональном уровне.

Впрочем, не стоит совсем уж упрощать детскую дружбу. Если бы всё было так просто, все дети свободно общались бы друг с другом. Но нет, они тоже подсознательно выбирают друзей подходящих, тех, с кем можно чувствовать себя комфортно.

На фоне очевидной разницы в восприятии дружбы бывает так, что родителям кажется, будто их сын или дочь не в полной мере удовлетворяет свою потребность в общении со сверстниками. Они говорят: «Иди же, поиграй с детьми», не догадываясь о том, что, возможно, сам ребёнок не испытывает ни малейшего дискомфорта. Особенно если это дошкольник, который ещё только-только постигает тонкости общения и познаёт мир.

Вот почему так важно учитывать особенности характера ребёнка, прежде чем делать какие-либо выводы. Но как связаны характер и количество друзей?

Особенности характера и общительность

Показывать предрасположенность к интраверсии или экстраверсии дети начинают в самом раннем возрасте. Тихий ребёнок, который любит играть один, легко находит себе занятие и не испытывает потребность быть постоянно в центре внимания, скорее всего является интравертом. Ему достаточно одного друга. Часто бывает так, что такие дружеские отношения, будучи очень крепкими, переходят во взрослую жизнь. И это здорово! Не стоит думать, что ребёнок-одиночка меньше добьётся в будущем.

Дети-экстраверты, напротив, очень общительны, любят находиться на виду и заводят друзей где угодно и без каких бы то ни было усилий. И это тоже не является проблемой. Со временем они сами приходят к тому, что главное – не количество, а качество, ведь кто-то из друзей всё равно будет ближе по духу.

Итак, не стоит спешить с выводами относительно того, достаточно ли ваш ребёнок общается со сверстниками. Интраверсия и экстраверсия – два равноценных способа психологической адаптации человека к окружающему его миру.

Что должно вызывать беспокойство у родителей?

Некие проявления, которые невозможно не заметить, если внимательно понаблюдать за поведением малыша на детской площадке или в саду:

  1. Нет никакого желания общаться. Следует насторожиться, если ребёнок от 3 до 5 лет не играет рядом с другими детьми и вообще не проявляет к ним какого бы то ни было интереса. В этом случае важно обратить внимание на то, как ребёнок вообще устанавливает контакт с другими, особенно – с близкими ему взрослыми. Есть ли у него потребность в общении с матерью, отцом? Радуется ли он, когда кто-то из членов семьи уделяет ему внимание? Может ли он находиться в группе сверстников (на кружках, в саду) и выполнять требования педагога? Ответы на эти вопросы покажут, есть ли у ребёнка неврологические или психологические проблемы. Если вас что-то беспокоит в поведении вашего чада, лучше обратиться за консультацией специалиста, в частности, детского психолога.

    Если после 5-ти лет он не играет со сверстниками и не предпринимает никаких попыток по налаживанию контакта с ними, стоит бить тревогу. В основе такого поведения может лежать серьёзная проблема, и не только психологического характера.

  2. Постоянные жалобы на то, что с ним не хотят играть. Почему сверстники не принимает ребёнка в свои игры? Важно разобраться в этом, потому что чем дольше будет длиться состояние отчуждения, тем глубже и болезненнее будет нанесённая ему душевная рана. Как он научится общаться, если никто не испытывает желания с ним разговаривать, играть или даже просто сидеть за одной партой?

    Обязательно понаблюдайте за общением своего ребёнка со сверстниками (в гостях, на детской площадке, в садике). Возможно, вы сами, без помощи психолога, сможете установить, в чём причина неудач вашего чада. Наиболее вероятные: часто отказывается играть с другими детьми, слишком навязчив, не умеет договариваться или реагирует агрессией. Играйте со своим ребёнком дома, моделируйте те ситуации, которые вы наблюдали в общении между детьми, и ненавязчиво учите общаться с другими и разрешать конфликты.

  3. Проблемы с построением коммуникации. Чаще всего они связаны с уже перечисленными во 2-ом пункте сложностями, но при этом жалоб от ребёнка может и не быть. Легко заметить, если ребёнок как-то ненормально реагирует на попытки других детей с ним сблизиться: от чрезмерной замкнутости и ухода в себя до агрессивных выпадов и даже истерик. Нужно понять причины такой реакции и научить ребёнка выстраивать общение, не испытывая негативных чувств и эмоций.

Из рассказа Лилии, матери 5-летней малышки Софии: «Моя девочка с раннего возраста не очень-то любила играть с другими ребятишками. Если к ней кто-то подходил в песочнице, заканчивалось это «драками» и слезами. Проблема стала очевидной, когда мы отдали её в сад. Воспитатели жаловались на то, что Соня слишком агрессивно воспринимает попытки других детей с ней пообщаться. Со временем пришлось обратиться к психологу: скоро в школу, а у дочки нет ни друзей, ни подружек.

Сейчас Софья более благожелательна к своим сверстникам. Психолог дал нам ценные рекомендации, которые очень помогли скорректировать её поведение!»

Комментарий детского психолога:

«Малышка росла единственным ребёнком, окружённым любовью и заботой нескольких взрослых, которые её обожали. Девочка почти ни в чём не знала отказа и, как это ни странно на первый взгляд, именно такое отношение домочадцев стало основой для формирования агрессии в адрес сверстников. Для Сони её желания были главными и единственными, мнение других для неё ничего не значило.

Вот и получалось, что когда другой ребёнок брал её игрушку, пытался сесть рядом в песочнице или даже стремился отвоевать своё «имущество» (совочек, мяч и т.д.), шустрая Соня воспринимала это как нападение. И реагировала соответственно. В садике дети поначалу принимали малышку в свои игры, но так как она хотела играть только в то, что интересно ей, и легко могла ударить, если кто-то из детей говорил «нет», «я не хочу с тобой играть», «я не буду», стали обходить Софью стороной».

Понадобилось три месяца психотерапии, чтобы девочка научилась мирно и спокойно играть со взрослыми, а потом и с детьми. Она начала принимать и понимать, что есть не только её желания, но и желания других, научилась договариваться, делиться, выражать недовольство приемлемым способом. Все занятия были построены в игровой форме. Также психолог помогла родителям скорректировать воспитательную линию семьи таким образом, чтобы научить дочь спокойно относиться к факту, что не все её требования могут быть выполнены.

Часто с описанными выше трудностями родители не в состоянии справиться самостоятельно. Тогда очень важно не затягивать с походом к психологу: полноценное общение очень важно для психо-эмоционального состояния и развития малыша. Из-за чего ещё у него могут не складываться отношения с потенциальными друзьями?

На что ещё нужно обратить внимание, и как могут помочь родители?

Возможно, есть что-то, что отталкивает друзей от вашего ребёнка. Например, это может быть:

  • Слишком своеобразный (смешной, нелепый) внешний вид. Конечно, вы понимаете, что розовые футболки или длинные волосы некоторым мальчикам очень идут. Но вот друзья вашего сына могут этого не понять: они уже впитали стереотипы и предрассудки «недалёких» взрослых. В итоге такая мелочь может стать причиной настоящей травли. Если ваш ребёнок сталкивается с давлением из-за внешнего вида, не всегда следует идти на принцип, заставляя его отстаивать свои вкусы. Он может быть просто не готов к такому противостоянию.
  • Особенности и привычки, неприятные другим. Ковыряние в носу, поедание козявок, рыгание, метеоризм со всеми его последствиями, привычка высмеивать недостатки других, жадность, ябедничество – список можно продолжать долго. Все вы помните из своего детства детей, которые вели себя асоциально или имели какие-то неприятные привычки. Как правило, с ними мало кто водился, не так ли? Если у вашего ребёнка есть такая проблема, ваша основная задача: помочь ему исправиться, внушить правильные нормы поведения. Если это метеоризм – то заняться его здоровьем. Если жадность – научить делиться. Ясно одно: без вашей помощи ребёнок ещё долго будет страдать и чувствовать себя ущербным.
  • Неумение общаться. Такое бывает, особенно, если ребёнок растёт в семье, не посещает детский сад и мало контактирует с ровесниками. Чем в такой ситуации могут помочь родители? К примеру, можно приглашать друзей и их детей к себе в гости. Но не всех сразу: сначала одного, потом другого и т.д. Знакомить ребёнка, мягко корректировать его поведение, не навязывать друзей, а учить его общению. Если ваши усилия по обучению ребёнка коммуникации не дают результата, возможно, у него есть внутренние сложности и лучше обратиться к психологу. Помните, общение – необходимый навык в жизни каждого человека!

И самая важная помощь, которую вы можете оказать ребёнку – как можно больше общаться с ним! С самого раннего возраста разговаривать, играть, что-то обсуждать и рассказывать. Чаще всего замкнутые дети вырастают в семьях, внутри которых очень мало примеров построения доброжелательного конструктивного общения.

В каких случаях необходима помощь специалиста?

Нужно как можно скорее пойти к специалисту, если вы замечаете у ребёнка:

  • Сложности с речью. Невнятная или малопонятная речь, невозможность выражения мыслей – всё это не способствует общению. Если ребёнку не хватает слов или разговорных навыков, нужно обратиться к логопеду для коррекции его речи.
  • Психологические проблемы: замкнутость, агрессивность, недоверчивость и пр. Исправить это без помощи психолога очень сложно, особенно, если проблема существует уже давно и усугублена какими-либо внешними факторами или особенностями характера.

Далеко не всегда причина малообщительности ребёнка лежит на поверхности. Вот почему так важна своевременная помощь специалистов!

Поделиться:

Узнать подробнее об услугах Центра и записаться на прием можно по телефону (812) 640-38-55 или заполнив форму ниже.



Имя*
E-mail*
Телефон*
Удобное время для звонка   
Сообщение*
Защита от спама*
Консультации

Индивидуальная консультация психолога / психотерапевта
Семейный психолог: консультации
Консультация сексолога /
сексопатолога
Детский и подростковый психолог: диагностика и консультации
Коучинг (лайф коучинг)
Логопед для взрослых
Логопед для ребенка
Психологическая диагностика
Профориентация для подростков и взрослых
Индивидуальная программа по снижению веса и коррекции пищевой зависимости


Сотрудничество

Работа в Fidem


Контакты

Телефон

Санкт-Петербург,
Малоохтинский проспект, д. 61А,
БЦ «Александр Невский», 3 этаж
Карта проезда


Лицензия на осуществление медицинской
деятельности № 78-01-002884

Центр Прогрессивных Технологий FIDEM — психотерапия и логопедия © 2008-2017, Санкт-Петербург / СПб