Страх за детей

Но дети подрастают, с каждым годом требуя все больше самостоятельности.

Дети – исследователи, они познают мир через свой собственный опыт, в том числе и негативный.

Как преодолеть свой страх и дать ребенку столь необходимую свободу? Да и нужно ли вообще это делать, ведь в современном мире безопасность превыше всего?

В первую очередь, стоит понять, что такое свобода для детей и как она соотносится с их развитием. Развитие ребёнка - это постепенное его включение в мир, знакомство с разными его сторонами. Это знакомство происходит как с помощью взрослого, так и через самостоятельное взаимодействие с окружающей действительностью. На начальных этапах жизни доступный и необходимый ребенку мир находится в пределах его кроватки, комнаты, квартиры, двора – там, где, контроль со стороны матери и отца. Но чем старше становятся дети, тем дальше отодвигаются границы их существования. При этом потребность именно в самостоятельном познании никуда не пропадает.

Что стоит за страхом?

В самом общем виде, родительский страх, направленный на детей, можно разделить на два вида. Первый – это собственно опасение, что с ребенком может что-то случиться; второй – что ребенок будет «не таким, каким надо».

Все, что мы говорили про свободу, относится к первому виду страха. Суть его заключается в том, что мать или отец боятся за своего ребенка, считая мир опасным и враждебным. Следует упомянуть, что очень немногие родители готовы признаться, особенно своим детям, в том, что боятся за них. Они стараются объяснить свое поведение другими причинами, привести логические доводы. В психологии такой процесс называется «рационализацией» и относится к механизмам психической защиты. Рационализация всегда возникает постфактум, как попытка избежать внутриличностного конфликта.

Если родители объясняют свои запреты обеспечением безопасности ребенка - это работа механизмов психической защиты. Например, 12-летнему подростку разрешают гулять только во дворе, так, чтобы его было видно из окна. И отец, и мать помнят, как сами любили гулять в соседнем дворе или расположенном рядом парке и даже уезжать в другой район города, а также помнят, насколько эти прогулки были интересны и познавательны. Однако рационализация блокирует это знание, и осознанными становятся только соображения безопасности сына или дочери.

При этом сам ребенок считает себя достаточно взрослым, а родительский контроль избыточным, что ведет к конфликтам и протестным реакциям. В результате ребенок начинает расширять степень своей свободы, не ставя маму и папу в известность. Когда это выплывает на поверхность – родители чувствуют еще большую тревогу, беспокойство, страх и… беспомощность.

На поведенческом уровне страх за ребёнка проявляется обычно сопровождением ребенка в школу, постоянными контролирующими звонками, ограничением продолжительности прогулки и запретом уходить далеко от дома, а также наказанием за нарушения установленных правил. Безусловно, контроль за жизнью детей необходим, особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте, однако часто мы встречаемся с тем, что он переходит в гиперконтроль.

К чему приводит гиперконтроль?

Причины страха за детей ясны: потерять ребенка – это невыносимая утрата. Если задуматься о такой возможности, становится сложно считать тотальный контроль со стороны родителей чем-то неправильным. Однако психологам приходится смотреть на вещи объективно, и вот что они могут сказать по этому поводу: абсолютный контроль мешает развитию личности ребенка.

Первый аспект – самостоятельность. Так или иначе, но воспитание - это подготовка ребенка к жизни, которую он будет проживать сам. Для того чтобы успешно существовать в мире, ему необходимо овладеть некоторыми навыками. Ребенок, растущий в «тепличных условиях», лишен возможности получить знания, позволяющие ему научиться выстраивать продуктивные отношения, преодолевать социальные трудности и т.д.

Следующий момент – это, конечно, безопасность. Мы контролируем ребенка, дабы обезопасить его, однако что происходит на практике? Тотальный контроль в детстве не позволяет человеку научиться адекватно реагировать на потенциально опасные ситуации. В детстве опасности, исходящие от окружающего мира, достаточно безобидны, поскольку сами границы этого мира узки. Но именно в это время мы овладеваем базовыми понятиями о том, что является угрозой. Горячая плита может стать причиной ожога, на льду можно упасть и удариться – именно так и приобретается жизненный опыт. Ограждая ребёнка от любых опасностей, мы не даём ему научиться самостоятельно избегать их.

Нельзя не упомянуть интеллект. Детский ум развивается на основе ощущений, восприятия и действий, которые он получает в процессе познания реальности. Ограничиваем получение опыта – сужаем возможности для развития ума.

Кроме того, во многом, именно детский период определяет то, какие личностные качества приобретёт человек. В ситуации избыточного контроля у ребенка могут сформироваться личностные черты, которые в дальнейшем негативно повлияют на его адаптацию к социуму. Например, очень часто в таких условиях формируется зависимость от матери и/или от других значимых взрослых. В этом случае, способность человека мыслить, принимать решения, действовать самостоятельно, т. е. быть независимым от окружающих, не сформируется к взрослому возрасту.

Все ли в порядке с моим ребенком?

Второй вид родительского страха более сложен – это опасение, что ребенок будет каким-то не таким. В первую очередь, это, конечно, относится к здоровью ребенка, как физическому, так и психическому.

К сожалению, существует множество отклонений, которые по независящим от нас причинам могут наблюдаться у ребенка – это и расстройства аутистического спектра, и умственная отсталость, и расстройства личности, дефекты речи и пр. Мысль о том, что наш ребенок может быть «ненормальным», приводит нас в ужас. Такой страх совершенно понятен.

Как и в первом случае, проявлением такого поведения может стать избыточный контроль, опека. Разумеется, определенная степень такого контроля полезна для того, чтобы выявить особенности развития на ранних этапах. Чем раньше происходит медико-психологическое вмешательство, тем больше вероятность компенсации недостатков психической сферы. Однако избыток контроля может также привести к негативным результатам. Найти оптимальную границу очень непросто, учитывая все особенности как родителей, так и детей: кто-то более тревожен, кто-то более спокоен и т.д. Нам приходится жить с осознанием вероятности кошмарных вещей, и иногда от этих мыслей просто невозможно избавиться. Отчасти этим вопросом занимаются семейные консультанты, помогая отыскать в сознании родителя чувство спокойствия.

Порой мы не понимаем своих детей. Почему им что-то интересно, а что-то нет? Иногда мы не согласны с их увлечениями. А бывает так, что они нас пугают. Детям может нравиться заниматься травмоопасными видами спорта, и большинство родителей ценит это, но было бы странно при этом не чувствовать страх за свое дитя. Такой страх может относиться не только к здоровью ребенка, но и к его будущему. Любящие взрослые, желая сыну или дочери успехов, с тревогой смотрят на его оценки, на непонимание некоторых сложных предметов, на отсутствие тяги к знаниям.

С таким страхом справиться непросто, и часто он приводит к конфликтам в семье. Ребенок в силу своего возраста категорично требует полной свободы, злится; родители опечалены, у них могут включаться разные защитные механизмы, и дистанция только растет. В таких ситуациях сложно не винить себя, не опустить руки. Но мы должны понимать, что дети имеют много своих личностных и возрастных особенностей, не всегда понятных и приятных нам, взрослым. И в наших силах принять эти особенности, сладить с ними и даже направить их развитие в положительное русло. Безусловно, это бывает трудно, особенно с подростками, но именно для этого существуют специалисты-психологи: они могут чуть шире взглянуть на ситуацию, увидеть сущность проблемы и организовать контакт родителей с детьми так, чтобы они пришли к взаимопониманию.

Что происходит на терапии?

Не всегда понятно, когда нужно бить тревогу и какую помощь может оказать специалист.

Взрослые люди редко обращаются за профессиональной помощью из-за тревоги за детей. Чаще это происходит, когда возникает конфликт между родителями и бунтующим против контроля ребёнком. Вместе с психологом клиенты раскрывают истинные причины инцидента и работают с ними. Немаловажно приходить на консультацию вместе с ребенком, поскольку работа с семейными проблемами должна осуществляться совместно всеми участниками.

Представим семью, в которой процветает гиперопека. Мальчик-третьеклассник находится под полным контролем со стороны матери: она провожает сына в школу и забирает из нее, дома контроль касается еды, уроков, прогулок и т.д. Отец поддерживает мать. Родителями руководит тревога и естественное желание обезопасить сына. Мальчик растет и фактически знакомится с миром только в рамках дозволенного родителями.

Ребенок – назовем его Федором – дорастает до 14 лет. Это возраст серьезных перемен в личности, когда свобода имеет особое значение. У Федора уже есть огромный опыт нахождения в отношениях, когда все решает за него, и совсем нет опыта принятия самостоятельных решений и ответственности за них. При этом – огромное желание отделения от родителей, стремление быть взрослым. И когда его друзья втягивают его во «взрослую» жизнь с алкоголем, он легко поддаётся на уговоры. Кроме того, для Федора это способ восстать против родительского тоталитаризма.

На этой почве между сыном и родителями возникало множество конфликтов, и в итоге обеспокоенная мать решила обратиться к психологу. Длительная работа со специалистом, направленная, с одной стороны – на улучшение отношений между сыном и родителями, а с другой – на формирование у подростка таких качеств личности как ответственность, самостоятельность, понимание собственных особенностей характера и ценностей, умения уважать других и при этом отстаивать себя.

Поделиться:



Имя*
E-mail*
Телефон*
Удобное время для звонка   
Сообщение*
Защита от спама*
Консультации

Индивидуальная консультация психолога / психотерапевта
Семейный психолог: консультации
Консультация сексолога /
сексопатолога
Детский и подростковый психолог: диагностика и консультации
Коучинг (лайф коучинг)
Логопед для взрослых
Логопед для ребенка
Психологическая диагностика
Профориентация для подростков и взрослых
Индивидуальная программа по снижению веса и коррекции пищевой зависимости


Сотрудничество

Работа в Fidem


Контакты

Телефон

Санкт-Петербург,
Малоохтинский проспект, д. 61А,
БЦ «Александр Невский», 3 этаж
Карта проезда


Лицензия на осуществление медицинской
деятельности № 78-01-002884

Центр Прогрессивных Технологий FIDEM — психотерапия и логопедия © 2008-2017, Санкт-Петербург / СПб