Справляемся с детской истерикой на раз, два, три…

Какие бывают причины у истерик мы подробно рассмотрели в статье «Почему и отчего случаются истерики у дошкольника». Понимание истоков проблемы значительно облегчает её решение. Поэтому сначала необходимо разобраться, что же способствует эмоциональным срывам вашего чада. Понаблюдайте, когда, в каких ситуациях малыш «срывается», подумайте, не стала ли истерика способом оказания давления на взрослого.

Не лишним будет и получить консультацию специалиста. Детский психолог не только поможет разобраться в причинах, но и подскажет пути выхода из ситуации. Иногда родители и сами догадываются о причинах, а иногда мнение профессионала – полная неожиданность для них.

Ирина и Игорь – родители 5-летний Софии – обратились к психологу в полной растерянности. Они рассказали, что у них никак не получается справиться с истериками доченьки, и они не могут понять, в чём дело. Девочка могла прекрасно выходить из сложных ситуаций, с ней легко можно было договориться, в садике на неё нарадоваться не могли. Но в какой-то момент будто включался какой-то чертёнок, и в ответ на безобидную просьбу возникал неконтролируемый поток слёз.

Исследуя ситуацию, психологу удалось обнаружить несколько фактов. Истерики происходили исключительно в мамином присутствии, чаще всего они случались по пятницам или после посещения гостей, торговых центров, театров. Дома к Софии предъявлялись достаточно высокие требования, которые она очень старалась выполнять, и сильно переживала, если у неё что-не получалось. Мама мягче, чем другие члены семьи, реагировала на истерики дочки.

В ходе дополнительной диагностики и бесед с родителями были обнаружены повышенный уровень тревожности и сильная зависимость эмоционального состояния от оценок извне. Получалось, что у Софии постепенно накапливается напряжение, а её желание быть для всех хорошей способствует его усилению. Позволить себе хоть какую-то эмоциональную разрядку было безопасно только в мамином обществе: она поддерживала, жалела, папа и бабушка же чаще ругали или стыдили малышку за слёзы.

После того, как причина установлена, необходимо сделать следующий шаг – определить эффективную стратегию поведения взрослых в момент детской истерики.

Истерика дошкольника: как реагировать до и после

В самом начале можно попытаться отвлечь малыша чем-то интересным. Если это не помогло, и истерика началась, нужно применить одну из следующих моделей поведения:

  1. При истинной истерике – приласкайте ребёнка. Ему сейчас плохо, покажите, что любите его. Об его поведении можно поговорить после, сейчас же нужно обнять его, погладить, покачать, показать, что вам не безразлично его горе. Ласковые прикосновения и утешения помогут ему быстрее прийти в себя и успокоиться.
  2. При манипулятивной истерике – лишите его зрителей. Если истерика случилась в магазине, уведите его от чужих глаз, если дома – покиньте детскую. Лишите его возможности играть на публику. Проявите твёрдость. Один раз показав слабину, вы будете смотреть на истерики постоянно. «Нет» должно означать «нет», и недопустимо, чтобы кто-то из родственников противоречил решению родителей.

В случае Софии истерики были истинными, и девочка действительно нуждалась в утешении и поддержке. После кратковременных объятий, озвучивания переживаний девочки взрослые начинали мягко переключать её на что-то интересное, стремились занять творчеством или тихими играми. Стыдить и ругать перестали, и это помогало, выходить из истерик София стала легче.

Самое худшее, что могут сделать взрослые при детской истерике (неважно какой) – накричать на него или даже побить. Не нужно показывать свои слабости и вставать с ребёнком на один уровень эмоционального развития. Когда истерика закончилась, можно поговорить с ним о произошедшем. Во-первых, дать возможность сказать, что с ним случилось, что он чувствовал. Во-вторых, объяснить, как он другим способом может сообщать свои желания и чувства. Конечно, это не значит, что ребёнок сразу всё поймёт: до определённого возраста он сам себе не хозяин. Но обсуждать это нужно.

Помощь психолога при детских истериках

Итак, 3 года – время истерик. Но что если они не проходят и в 4, 5 и более лет? Здесь 2 варианта: либо родители в чём-то ошиблись, либо у ребёнка есть проблема. И вот здесь необходим третий шаг – поменять среду и способы взаимодействия с ребёнком, которые приводят к истерикам. То есть необходимо создать условия, при которых он сможет выражать свои чувства иначе, не допускать перевозбуждения или переутомления, выстраивать отношения со своим чадом так, чтобы необходимость в истериках отпала сама по себе.

В истории с Софией взрослые уменьшили длительность пребывания ребёнка в садике (по средам её стала забирать бабушка сразу после обеда), в выходные стали ограничиваться одним выходом «в свет», субботу или воскресенье полностью проводили дома в спокойных занятиях и длительных прогулках, начали использовать игры на эмоциональную разгрузку. Они иначе стали строить взаимодействие с ребёнком, больше поддерживать в неудачах, помогать справляться девочке с её трудными чувствами (гневом, страхом, недоумением).

Главное, что нужно сделать, если истерики случаются часто, протекают тяжело и ничто, кажется, не помогает – обратиться к психологу. Он поможет понять, в какой плоскости лежит проблема. Если всё дело в ошибках воспитания, психолог скорректирует действия родителей, разработает с ними такую модель поведения, которая решит проблему. С дошкольником старшего возраста также может быть проведена психологическая работа, призванная научить ребёнка приёмам саморегуляции.

Если психолог видит, что причина истерик кроется, скорее, в медицинской сфере, то порекомендует обследовать малыша, чтобы выявить проблему и приступить к лечению.

Профилактика истерик

Вот то, что поможет ребёнку быть более спокойным:

  • Распорядок дня, режим. Сон, еда, прогулки, игры – всему своё время. Это позволяет малышу чувствовать себя в безопасности.
  • Твёрдость со стороны родителей. Если истерики не влияют на решения родителей, они вскоре прекратятся ввиду их бесполезности.
  • Нет – излишней строгости. Есть ли в запрете необходимость? Не нужно запрещать просто ради принципа. Иначе ребёнку будет казаться, что всё, что ему нравится – нельзя. И тогда будет бунт.
  • Подготовка к изменениям. У ребёнка первый день в саду? Готовьте его заранее, как и к любым другим стрессовым ситуациям. Так ему будет легче их пережить.
  • Определённая свобода выбора. Если ребёнок уже требует автономности, пусть выбирает! Например, между кашей и хлопьями, это научит его принимать решения и отвечать за них.
  • Внимание и забота. Старайтесь быть в курсе всех переживаний малыша с самого раннего возраста, общайтесь с ним, уделяйте ему время, проявляйте любовь, и у него не будет необходимости в истериках. Но не впадайте в гиперопеку!

Итак, истерики у дошкольников – явление нормальное, но требующее много терпения и твёрдости. Если вы не в силах справиться с ситуацией, не пускайте ситуацию на самотёк: обратитесь к детскому психологу!

Поделиться:

Узнать подробнее об услугах Центра и записаться на прием можно по телефону (812) 640-38-55 или заполнив форму ниже.



Имя*
E-mail*
Телефон*
Удобное время для звонка   
Сообщение*
Защита от спама*
Консультации

Индивидуальная консультация психолога / психотерапевта
Семейный психолог: консультации
Консультация сексолога /
сексопатолога
Детский и подростковый психолог: диагностика и консультации
Коучинг (лайф коучинг)
Логопед для взрослых
Логопед для ребенка
Психологическая диагностика
Профориентация для подростков и взрослых
Индивидуальная программа по снижению веса и коррекции пищевой зависимости


Сотрудничество

Работа в Fidem


Контакты

Телефон

Санкт-Петербург,
Малоохтинский проспект, д. 61А,
БЦ «Александр Невский», 3 этаж
Карта проезда


Лицензия на осуществление медицинской
деятельности № 78-01-002884

Центр Прогрессивных Технологий FIDEM — психотерапия и логопедия © 2008-2017, Санкт-Петербург / СПб