Осторожно, бабушка!

Образ бабушки, включенной в процесс воспитания внука даже больше, чем родители, весьма привычен большинству российских семей. Традиционно так сложилось, что бабушка, живущая с молодой семьей в одном городе, оказывается поистине незаменимым помощником – возится с новорожденным малышом, если маме нужно отлучиться, забирает подросших внуков на выходные или каникулы. В тех случаях, когда ребенок заболел и не ходит в сад или школу, а родители не имеют возможности находиться с ним дома, бабушка и вовсе незаменима.

Помощь бабушки бесценна, потому как:

  • дает возможность родителям спокойно работать, не переживая за состояние своего чада;
  • позволяет передать молодым родителям мудрость и опыт человека, который уже воспитал и вырастил сына или дочь (а, возможно, и несколько детей);
  • поддерживает в ребенке ощущение, что он важен для семьи, потому как чадо будет окружено заботой и вниманием даже если мама и папа сильно заняты на работе;
  • способна снизить количество конфликтов в семье и сохранить доброжелательную атмосферу, так как именно бабушка может на себя взять часть бытовых и воспитательных задач, освободив время членов семьи для досуга и общения.

Однако для того, чтобы помощь бабушки не сказалась отрицательным образом на характере внуков, необходимо учитывать силу ее вмешательства и то, насколько согласован с родителями стиль воспитания.

Когда бабушка – надежный помощник?

Формирование личности ребенка в нужном ключе и сохранение ценностей молодой семьи обеспечивается тогда, когда:

1. Бабушка придерживается той же линии воспитания, что и родители. А именно: разделяет их взгляды на режим дня, разрешает и запрещает делать то же, что мама и папа, не потворствует плохому поведению.

2. Не вносит излишних ограничений, препятствующих взрослению и автономности ребенка. Очень многие бабушки грешат гиперопекой, поэтому важно, чтобы она позволяла проявлять самостоятельность, принимать решения и делать выбор в тех делах, в которых на ребенка уже можно возложить ответственность.

3. Уважительно относится к родителям ребенка. Необходимо, чтобы бабушка признавала в родителях взрослых самостоятельных личностей, принимала их точку зрения, оставляла право выбора линии воспитания и методов ухода за ребенком.

4. Не имеет склонности втягивать членов семьи в конфликты. Не манипулирует чувствами окружающих, не стремится вызвать чувство вины в случаях, когда родители не согласны с ее мнением.

Что, если бабушка не придерживается выше перечисленных принципов? Это чревато негативным влиянием на ребенка.

1. Если бабушка предпочитает придерживаться собственной линии воспитания, это приводит к появлению растерянности и внутреннего конфликта у ребенка.

К психологу обратилась мама 4-летнего Вани. Главным запросом была необходимость что-то сделать с истериками мальчика в вечернее время – каждый раз, когда мать пыталась уложить ребенка спать, он заливался слезами. В ходе работы выяснилось, что мальчик время от времени ночует у бабушки, поскольку мама вынуждена оставаться на ночные дежурства на работе. Бабушка позволяет ему допоздна смотреть мультфильмы и не настаивает на отходе ко сну в определенное время. Дома Ваня растерян и зол – почему у бабушки можно, а здесь нет?

Ребенок в таком случае утрачивает четкие разграничения «можно-нельзя», «хорошо-плохо» и испытывает противоречивые чувства. Утрата морально-нравственных правил в конце концов приводит к тому, что ребенок предпочитает поступать так, как ему вздумается или как удобнее в данный момент, а при возникновении конфликта с родителями обращаться за защитой к поддерживающей стороне – бабушке.

2. Если бабушка ограничивает самостоятельность ребенка, есть риск получить инфантильную личность.

Родители 6-летней Кати обратились к психологу по причине тотального нежелания девочки учиться чему-то новому. Об успехах в детском саду говорить не приходилось – Катя предпочитала отмалчиваться, не «включалась» в выполнение заданий воспитателя, не проявляла интереса к освоению новых навыков. Мама и папа безуспешно пытались научить ее элементарным вещам – самостоятельно одеваться, завязывать шнурки. Катя все понимала, кивала головой, но продолжала обращаться с просьбами ко взрослым.

В ходе работы выяснилось, что бабушка проживает вместе с молодой семьей, и проводит с Катей больше времени, чем родители. Заботясь о внучке, она предпочитает делать все за нее – кормит с ложки, одевает и обувает, сама переключает каналы с мультфильмами. Когда Кате было три года, она пыталась что-то делать без помощи взрослых. Но все детские «я сама» бескомпромиссно пресекались бабушкой – «сиди, деточка, я сделаю», поэтому удивляться такому положению вещей в 6 лет не приходится.

Когда ребенок теряет возможность самостоятельно принимать решения и делать выбор, то он теряет и возможность безопасно исследовать окружающий мир. Постепенно ребенок становится пассивным, перестает проявлять инициативу, что чревато исчезновением желания постигать что-то новое в принципе.

3. Неуважение к родителям. Разрушение авторитета родителей в глазах ребенка приводит к непослушанию и неуважению со стороны ребенка.

Мальчик Женя 7 лет перестал слушать отца. То и дело он перечит, бранится и отказывается выполнить простые просьбы. Когда семья пришла к психологу за помощью, родители пребывали в недоумении – они считали, что так могло сказаться начало школьного обучения, ведь стресс у ребенка может проявляться по-разному. Однако вскоре выяснилось, что, отправляя мальчика в первый класс, они приняли решение пригласить к себе жить бабушку – тещу мужчины, поскольку водить ребенка в школу и забирать его оттуда не имели возможности.

Бабушка отлично справлялась с возложенной миссией, но то и дело обсуждала зятя – зарабатывает мало, по дому ничего не умеет, да и вообще, по ее мнению, дочь была достойна лучшего кандидата на руку и сердце. Ее недовольство и неуважение к нему вскоре вылилось в непослушание ребенка и отказ взаимодействовать с папой.

Масштаб проблемы может быть очень велик – вплоть до проявления физической агрессии ребенка в отношении родителей, которых не уважает и не воспринимает всерьез бабушка.

4. Склонность к манипуляции и втягиванию в конфликт. Конфликтные ситуации, разрешаемые неконструктивно, могут самым негативным образом сказаться на формировании личности ребенка, а в тех случаях, когда бабушка прибегает к манипуляции, проблема принимает нешуточный оборот.

На прием к детскому психологу пришла женщина 32 лет. Озвучиваемыми проблемами были непослушание сыновей-погодок, а также ночной энурез у младшего мальчика. Дальнейшая диагностическая работа специалиста прояснила картину причин этих проблем.

Мальчики часто оставались с бабушкой – вдовой, которая потеряла супруга еще 11 лет назад. Не имея возможности выразить свои чувства в собственной семье по причине одиночества, бабушка с лихвой компенсировала это с помощью внуков – баловала их, позволяла шалить, подкрепляя неприемлемое поведение. Любые попытки родителей внушить матери и свекрови необходимость придерживаться их линии воспитания претерпевали неудачу. Когда они приняли решение о том, что пора сократить время общения бабушки и внуков, по крайней мере, на ее территории, случился скандал – пожилая женщина обвинила их в тайном умысле нанести ей вред, плакала, утверждала, что никому не нужна. К сожалению, мальчики стали свидетелями ссоры. Родители были вынуждены отступиться и почувствовали себя виновными в конфликте. Перенесенный стресс и напряженная обстановка в семье выступили причинами нарушения поведения и заболевания у одного из мальчиков.

Этот случай достаточно сложен, поскольку в нем сочетаются сразу несколько распространенных ошибок и сложностей в выстраивании отношений со старшим поколением. Дальнейшая психотерапевтическая работа была поистине масштабна – не обошлось и без привлечения самой бабушки.

В чем состоит работа детского и семейного психолога?

В тех случаях, когда установлено негативное влияние бабушки на личность и воспитание ребенка, помощь специалиста оказывается неоценимой:

  • детский и семейный психолог выявляет не только сам факт деструктивного влияния бабушки, но и то, как именно ее участие сказывается на формировании личности ребенка и к каким последствиям приводит или может привести;
  • работа семьи с психологом позволяет выработать и применить на практике навыки эффективного взаимодействия друг с другом и с малышом, прийти к общему знаменателю, найти компромисс;
  • детский и семейный психолог может дать рекомендации членам семьи относительно стиля воспитания, которые будут отвечать потребностям ребенка в зависимости от его возраста;
  • визит к психологу – отличная возможность «проработать» те проблемы, которые уже имеют место в результате негативного влияния старших родственников – страхи, психосоматические явления, нарушения поведения, сложности с коммуникацией.

Благодаря совместной семейной работе с психологом семья получает возможность вернуть или выработать новые ценности, позитивные установки, нормы и правила, которые удовлетворяют потребностям и желаниям всех членов семьи.

Поделиться:

Узнать подробнее об услугах Центра и записаться на прием можно по телефону (812) 640-38-55 или заполнив форму ниже.



Имя*
E-mail*
Телефон*
Удобное время для звонка   
Сообщение*
Защита от спама*
Консультации

Индивидуальная консультация психолога / психотерапевта
Семейный психолог: консультации
Консультация сексолога /
сексопатолога
Детский и подростковый психолог: диагностика и консультации
Коучинг (лайф коучинг)
Логопед для взрослых
Логопед для ребенка
Психологическая диагностика
Профориентация для подростков и взрослых
Индивидуальная программа по снижению веса и коррекции пищевой зависимости


Сотрудничество

Работа в Fidem


Контакты

Телефон

Санкт-Петербург,
Малоохтинский проспект, д. 61А,
БЦ «Александр Невский», 3 этаж
Карта проезда


Лицензия на осуществление медицинской
деятельности № 78-01-002884

Центр Прогрессивных Технологий FIDEM — психотерапия и логопедия © 2008-2017, Санкт-Петербург / СПб