Самооценка. Как быть - полюбить или изменить себя?

Часто поводом для обращения к психологу является так называемая пониженная самооценка.

Как правило, люди склонны рассматривать самооценку как нечто отдельное от себя, своей жизни. Вроде бы все хорошо, благополучно, «но вот самооценка низковата».

Однако не бывает дыма без огня. Самооценка человека, его отношение к себе является индикатором того, насколько он сам, его образ жизни и поведения соответствуют внутренней системе смыслов, заложенной в течение жизненного пути. То есть даже при внешнем отсутствии проблем у человека может быть низкая самооценка, отсутствие любви к себе. И это само по себе может говорить о дисгармонии, наличии предпосылок для личностного кризиса.

Самооценка имеет прямую связь с личностью человека, а именно с системой представлений об «идеальном себе» («каким я должен быть», «как должен себя вести»), и с накопленным опытом внешних оценок (как правило, оценок авторитетных людей — родителей, учителей и др.). Кроме того, немаловажный компонент самооценки — это образ «реального Я». В нем находят отражение относительно объективные характеристики человека (внешность, развитость тех или иных качеств, физическое здоровье, материальное благосостояние, семейное положение и т. п.). Таким образом, чем больше «реальное Я» соответствует образу «идеального Я» в самосознании человека, тем выше самооценка.

Расхождение «идеального» образа себя и «реального Я» может возникать по различным причинам.

Давайте разберем два примера:

1. К., 22 года. Умная, привлекательная, увлекается творчеством (рисунок, фотография). Есть молодой человек. Обратилась с жалобами на навязчивые мысли о том, что она «хуже других женщин». Мысли обострялись, когда К. смотрела на рекламные плакаты с изображением сексуальных красивых женщин. Также были жалобы на отсутствие оргазма при контакте с партнером. Пропало желание заниматься творчеством. Вместе с молодым человеком стали все чаще употреблять алкогольные напитки.

После курса психотерапии (8 встреч) К. осознала, что снижение самооценки было обусловлено тем, что в своем личностном и творческом развитии она «ушла вперед» по сравнению с молодым человеком. Поняла, что ей с ним стало скучно, неинтересно. Однако существовал сильный внутренний страх расставания, т. к. внешне все было благополучно. Гораздо «проще» было подсознательно считать себя «хуже других» и поддерживать эти отношения на прежнем уровне, нежели расставаться, начинать менять свою жизнь. Таким образом, сниженная самооценка являлась отражением работы так называемых защитных механизмов К. Девушка полюбила и приняла себя, снова стала творить. Постепенно вернулась сексуальная гармония.

2. С., 24 года. Умная (получает 3-е высшее образование), привлекательная девушка. Занимается языками. Каждое утро посещает спортзал. Учится на вечернем отделении, но, несмотря на это, встает очень рано и принимается за дела. Не работает. Жалобы: панические атаки.

В процессе психологической работы (12 консультаций, посещает групповые занятия) поняла, что живет навязанными родителями идеалами. С детства мама внушала, что она «должна быть стервой, ни к кому не привязываться, быть самой успешной, самой лучшей». Во всех начинаниях С. ставила себе невероятно высокую планку. При этом продолжала считать себя «ленивой», «плохой». Очень переживала, что из-за панических атак не может устроиться на работу. С. пересмотрела свою систему ценностей, выработала новый образ «идеальной себя», стала ставить более реалистичные цели. Недуг отступил.

В приведенных примерах снижение самооценки происходит по двум разным причинам.

В первом примере девушка имела внутренний запрет на то, чтобы жить в соответствии со своими желаниями, делать то, что хочется. То есть «реальное Я» не могло жить так, как велит «идеальное Я». Существовало очень большое пространство между этими двумя образами «Я», что и вызвало нелюбовь к самой себе.

Во втором примере С. делала все возможное, чтобы соответствовать своему «идеалу», но это всё равно никак не удавалось. Именно из-за нереалистичности «идеала», который больше основан на опыте и представлениях мамы, и возникло паническое расстройство и изменение отношения к себе в целом.

Можно сказать, что самоотношение является верхушкой личностного айсберга. Сниженная самооценка, негативное отношение к самому себе (как к плохому, глупому и т. п.) является тем «маячком», который сигналит об опасности усугубления ситуации и возникновения более глубокого и болезненного психологического состояния. Кроме того, сниженная самооценка, безусловно, влияет на жизнь и результаты деятельности человека. Так или иначе, он транслирует окружающим (в речи, в действиях) свое отношение к себе как к неудачнику, неуспешному, нерадивому и т. п. В итоге внешние обстоятельства лишь закрепляют такое представление о себе самом. Например, человек со сниженной самооценкой имеет низкие шансы на получение желаемой работы, завоевание любимого человека. Именно поэтому очень важно вовремя обратиться к психологу и вместе со специалистом понять и устранить причины формирования неадекватной самооценки.

Запишитесь на первичный прием (психологическую диагностику), на котором специалист составит индивидуальный маршрут психологической работы, оптимально подходящий для формирования адекватной самооценки именно в Вашем случае.


Поделиться:

Узнать подробнее об услугах Центра и записаться на прием можно по телефону (812) 640-38-55, написав в Whatsapp или , или заполнив форму ниже.




Имя*
E-mail*
Телефон*
Удобное время для звонка   
Сообщение*
Защита от спама*
Услуги Центра

Консультация психолога онлайн
Индивидуальная консультация психолога / психотерапевта
Семейный психолог: консультации
Консультация сексолога /
сексопатолога
Детский и подростковый психолог: диагностика и консультации
Коучинг (лайф коучинг)
Логопед для взрослых
Логопед для ребенка
Психологическая диагностика
Профориентация для подростков и взрослых


Сотрудничество

Работа в Fidem


Контакты
Центр Прогрессивных Технологий FIDEM — психотерапия и логопедия © 2008-2024, Санкт-Петербург / СПб