Родителям о детской игре

Игра – неисчерпаемый инструмент развития ребенка и ведущая (то есть самая важная) деятельность дошкольника. Часто на протяжении и всей начальной школы ребенок продолжает играть, что положительно влияет на формирование его личности и социальной зрелости. Для детских психологов игра еще и огромный ресурс для выявления трудностей маленького человечка, понимания их возникновения и механизмов сохранения, а также игра – один из мощных способов преодоления проблем и изменения поведения ребенка.

Порой наблюдение за игрой – самый эффективный способ увидеть, что происходит с вашим чадом, что его волнует, что беспокоит. Отвечая на письма, беседуя с родителями на очных консультациях, с удовольствием отмечаю, что многие внимательны к рисункам своих детей. Например, «Мой сын у всех живых существ рисует огромные глаза, что это может значить»; «После рождения второго малыша старший все время рисует только меня (маму) и себя, стоит ли беспокоиться», - вопрошают взрослые. Это дает возможность вовремя увидеть проблему, начать работать с ней как можно раньше, а значит – потратить на ее решение меньше времени, не позволить отразиться возникшим сложностям на развитии и личности ребенка. И так редко-редко находятся взрослые, которые говорят о том, что они заметили тревожные сигналы в игре своего чада.

Именно на эти «звоночки» мне бы хотелось обратить ваше родительское внимание. Когда ребенок находится в состоянии физического и эмоционального благополучия, игры у него тоже добрые и радостные: в заботливых маму и папу, в добрую учительницу, в положительных героев сказок и т.п. Но стоит случиться чему-то тревожному, пугающему, причиняющему боль как сразу в игре появляются другие мотивы. Наверняка многие из вас отмечали у своих детей всплеск интереса к игре во врача после болезни, особенно если эта болезнь была тяжелой для малыша. Ставятся мишкам и куклам бесконечные уколы, проигрываются долгие уговоры попить еще хотя бы чуть-чуть, понарошку проливаются слезы.

Мы не всегда рядом с нашими детьми, они ходят в садик, а затем и в школу, остаются у бабушек и дедушек, проводят время в гостях у друзей, и порой мы не знаем, что с ними происходит. Наблюдая за игрой, мы можем увидеть и как общаются с малышом другие взрослые, и какие сюжеты сказок волнуют его воображение, и какие трудности он испытывает. Сильная травмирующая ситуация найдет отображение в его играх. Ребенок, на которого часто кричат, будет делать тоже в игре; ребенок, которого много и часто критикуют, с большой долей вероятности будет проговаривать это со своими куклами, или роботами, причем используя те же слова; ребенок, чрезмерно напуганный вероятностью попасть под машину, может сбивать игрушечным транспортом игрушечных же персонажей и т.д., и т.п.

Детский психолог

При этом важно учитывать два момента. Во-первых, чаще всего дети проигрывают то, что происходит с ними самими, но бывает и так, что ребенок просто увидел где-то ситуацию (в саду, на улице, в телевизоре) и перенес увиденное в игру. В любом случае, то, что он отображает, вызвало в его душе какие-то эмоции (удивление, страх, интерес и т.д.) Во-вторых, ситуации вызывающие у ребенка беспокойство, проигрываются многократно. Говорим здесь не о просто любимых играх (в семью, в магазин), а именно о тревожных повторяющихся элементах сюжета: причинении кому-то вреда, обмане, стремлении напугать и т.д.

Ваше внимание, уважаемые родители, хочу обратить также на игры, в которых постоянно присутствуют сильные эмоции, в первую очередь злость и страх. Если ребенок постоянно выбирает игры, где кого-то убивают, что-то постоянно разрушается, взрывается, не стоит сразу запрещать играть в это и отнимать атрибуты, необходимые для такой игры. В данном случае ребенок просто нашел для себя приемлемый и безопасный для окружающих способ выражения агрессии. Прекратить такую игру не значит прекратить чувства, которые ребенок в ней отображает и, возможно, испытывает. Значит, велика вероятность того, что маленькому человеку придется подсознательно искать другой путь для выхода своих эмоций и каким он будет нам не предсказать. Это может быть и порча вещей, и драки с другими детьми, и повышенная плаксивость и обидчивость (да-да, не удивляйтесь, обида – всего лишь обратное проявление гнева), и многое другое.

Если не запрещать, то, что же тогда делать, спросите вы. Лучшее, что вы можете сделать в подобной ситуации – наблюдать и анализировать. Попытайтесь понять, почему так важно вашему чаду играть именно в такие игры: не проявляет ли к нему кто-либо излишней жесткости, или даже – жестокости, нет ли у него опыты наблюдения за не слишком корректными ссорами взрослых, не подвергается ли он постоянным нападкам в саду или школе, нет ли какой-то ситуации, которая порождает в ребенке гнев, который он не может выразить. Такими ситуациями могут многие изменения в жизни: рождение брата или сестры, развод, переезд и, следующая за ним смена окружения, - любые значительные события могут порождать самые разные и порой нелогичные для нас эмоции, в том числе и злость. Не стоит сбрасывать со счетов и тот поток информации, которым вы окружаете своего ребенка. Всевозможные мультфильмы про битвы героев, единственная цель существования которых - уничтожить друг друга; компьютерные игры-«стрелялки»; телевизионные программы, рассказывающие о насилии и бедах – все они влияют на формирование мировоззрения ребенка. И все они как будто спешат сообщить ему, что мир – это опасность и единственный способ в нем выжить – быть агрессивным.

Все те же факторы и события, которые были перечисляли выше, а также многие другие могут быть благодатной почвой не только для формирования агрессии, но и для появления различных страхов. Большое значение для появления тревожно-мнительного поведения у детей имеют страхи самих родителей, их поведение в отношении ребенка. В игре ребенок может проговаривать свои страхи («Вот сейчас Баба Яга придет и съест тебя», «Не будешь маму за руку держать – под машину попадешь»); проигрывать пугающие ситуации, помогая себе хотя бы понарошку справиться с ситуацией; постоянно брать на себя роли смелых и храбрых героев, примеряя на себя и постепенно осваивая их поведение.

Основа любого страха – нарушение чувства безопасности: ребенок боится причинения ему боли, физического или морального вреда, нелюбви близких, отвержения друзей и т.д. То есть, его страшат те неприятные изменения в жизни, здоровье и отношениях, с которыми он может не справиться. Когда появляется опасность - пропадает стабильность и многие игры, в которые любят играть дети со страхами как раз и помогают им вернуть ощущение надежности, стабильности, защищенности.

Одна из таких игр – прятки. Многократное исчезновение и возникновение пропавшего, подсознательно как бы подтверждает, что все утраченное может быть возвращено. Еще один из способов стабилизации пространства – его уменьшение. Всевозможные игры в «домики» позволяют создать защищенную и контролируемую безопасную территорию. Дети, подверженные страхам, любят играть в шкафах, под столами, часто стремятся залезть за диван или в любое другое небольшое пространство. Особенно это проявляется в новых, незнакомых местах. А еще такие ребята очень любят строить всевозможные ограждения и крепости, часто запрещают их ломать. Цель игрушечных стен все та же – она позволяет строителю неосознанно выстроить границы своего мира, где нет места опасности и таким образом как бы защитить себя.

Конечно, я не буду утверждать, что за любым игровым действием нужно видеть какой-то тайный смысл. Вполне возможно, что многократное сбрасывание героев с высоты осуществляется ребенком лишь для исследования траектории падения тела, а огромная любовь к пряткам может быть продиктована тем, что это единственная игра в которую с удовольствием играют с малышом взрослые.

В детской игре может быть очень много целей и смыслов, и я лишь хочу обратить ваше внимание на то, как важно и интересно бывает понаблюдать за игрой вашего чада, на то, что это может быть еще одним способом понимания его состояния, интересов и проблем.


Поделиться:

Узнать подробнее об услугах Центра и записаться на прием можно по телефону (812) 640-38-55, написав в Whatsapp или , или заполнив форму ниже.




Имя*
E-mail*
Телефон*
Удобное время для звонка   
Сообщение*
Защита от спама*
Услуги Центра

Консультация психолога онлайн
Индивидуальная консультация психолога / психотерапевта
Семейный психолог: консультации
Консультация сексолога /
сексопатолога
Детский и подростковый психолог: диагностика и консультации
Коучинг (лайф коучинг)
Логопед для взрослых
Логопед для ребенка
Психологическая диагностика
Профориентация для подростков и взрослых


Сотрудничество

Работа в Fidem


Контакты
Центр Прогрессивных Технологий FIDEM — психотерапия и логопедия © 2008-2024, Санкт-Петербург / СПб