Ребёнок очень зависим от мультиков: давать смотреть или не давать?

ПОЧЕМУ ДЕТИ ТАК ЛЮБЯТ МУЛЬТИКИ?

Наверное, сложно найти ребёнка, которого бы не увлекали движущиеся на экране яркие картинки. Мультики являются мощным стимулом для получения визуальных ощущений и различных эмоций. Тем более, что их уже создано великое множество, и они продолжают производиться огромными тиражами. Можно выбрать жанр на любой вкус.

Кроме того, сегодня набирают, популярность так называемые «образовательные» мультипликационные программы, посредством которых ребёнок может выучить цвета, формы, цифры, буквы алфавита и многое другое. Они особенно востребованы, потому что родители заинтересованы в раннем развитии своих отпрысков. Это даёт им уверенность, что, включая мультики, они убивают сразу двух зайцев: занимают ребёнка и дают ему пищу для ума. В чём же проблема?

Прежде всего, психологи и педагоги отмечают, что образовательная ценность мультфильмов для детей младшего возраста сомнительна, т.к. они предоставляют стимуляцию в основном визуального и слухового каналов восприятия. Тогда как для развития ребёнка важны тактильные ощущения и манипуляции с реальными предметами. Известно, что дети лучше учатся в буквальном и переносном смысле «на пальцах», а потому для обучения наиболее эффективны методики, где они могут физически взаимодействовать со стимульным материалом. Проще говоря, ребёнок быстрее научится считать, перебирая палочки и шарики, чем глядя в экран.

Кроме того, информацию из мультиков дети получают пассивно, не прилагая к этому особых усилий. Любые другие занятия требуют от ребёнка не только поглощать сведения, но включаться в активную умственную и физическую деятельность. А это гораздо больше способствует его психическому и интеллектуальному развитию.

При чтении книг задействуется воображение для того, чтобы «оживить» литературных персонажей, представить обстоятельства, в которых они взаимодействуют. Такие виды творчества как рисование, аппликация, лепка, шитьё, конструирование и т.п. требуют продумывать и воплощать пришедшие на ум образы, включая пространственное мышление, мелкую моторику. Ролевые игры с другими детьми предполагают создание среды для воплощения игрового сюжета, а также развивают коммуникативные навыки, кооперацию и умение подчинять своё поведение правилам. Дидактические игры и познавательные задания развивают логическое мышление, сообразительность, креативность и т.д.

Практически ни один из этих важных аспектов человеческой психики не задействуется при просмотре мультфильмов. А поскольку все мы – существа склонные к экономии усилий, то мультики могут прельщать и детей, и родителей своей малой «энергозатратностью». От ребёнка не требуется ничего, кроме как сидеть перед экраном и смотреть во все глаза, а родителям не нужно думать, чем занять ребёнка, приобщать его к развивающей деятельности, а потом ликвидировать неизбежно возникающий беспорядок.

КОГДА РОДИТЕЛЯМ СТОИТ НАСТОРОЖИТЬСЯ

Естественно, что мультики сами по себе не являются абсолютным злом. Многие из них рассказывают добрые и трогательные истории о дружбе и взаимовыручке, показывают способы разрешения конфликтных ситуаций. Правильно подобранные серии с хорошим сюжетом помогут ребёнку скоротать время, если взрослые заняты неотложными делами.

В идеале, ребёнок, у которого нет нездоровой зависимости от мультиков:

  • Способен соблюдать установленный лимит (например, полчаса перед экраном в день);

  • После просмотра переключается на игру, творчество и другие занятия;

  • Не просто пассивно поглощает информацию, но привносит увиденное в игры и творчество: разыгрывает понравившиеся ситуации, рисует любимых героев, поёт запомнившиеся песенки.

Если мультики предпочитаются всем другим видам деятельности, то стоит задуматься, насколько ребёнок способен проявить себя в реальном мире. По мнению психологов, тревожными сигналами являются:

  • Ребёнок предпочитает сидение перед телевизором всем другим видам активности;

  • Постоянно ноет и требует мультиков;

  • Не умеет сам себя занять в свободное время;

  • После просмотра становится неуправляемым или агрессивным.

Если перечисленное выше имеет место, родителям стоит задать себе вопрос: «Что будет если выключить мультики?»

В случае, когда ребёнок бурно выражает несогласие, но постепенно переключается на что-то другое, возможно дело в том, что он просто не знает, чем себя занять. Проблему можно решить, предложив ему другие варианты. Возможно, он увлечётся ими не сразу, т.к. они будут ему непривычны. Однако, если у ребёнка широкий выбор увлечений, он скорее найдёт, чем себя развлечь.

Бывает и так, что после выключения телевизора ребёнок сильно раздражается и накручивает всех вокруг. При этом, если бы мультики не включались, то он вполне был бы способен занять себя содержательной деятельностью. Вариантов может быть два.

Первый – особенности нервной системы ребёнка таковы, что мультики его перевозбуждают, поэтому ему сложно успокоиться и переключиться на что-то другое. Больше всего этому подвержены дети с неврологическими проблемами, в том числе – гиперактивные. Возможно, имеет смысл лимитировать время, отведённое для их просмотра, и выбирать мультфильмы более спокойного содержания.

Второй вариант – проблема лежит в понимании ребёнком ограничений, в особенности тех ограничений, которые налагают родители. Это вопрос внутрисемейных отношений, истоки которого могут быть разнообразны. Чтобы понять, что следует изменить и как это сделать, может потребоваться консультация детского психолога.

Крайний случай, если ребёнок испытывает значительные сложности в том, чтобы чем-либо себя занять и все время требует мультиков, стонет, закатывает истерики или злиться, когда не получает желаемое. В описанной ситуации скорее имеет место педагогическая проблема. Возможно, родители в силу занятости или нежелания уделять ребёнку время не предложили ему никаких других альтернатив. Нужно будет приложить усилия, чтобы научить его получать удовольствие от других видов деятельности. Либо речь идёт о психологических проблемах ребёнка, которые могут включать в себя нарушения коммуникации с родителями и уход в более яркую реальность из-за неспособности проявить себя во вне. Это сложная комплексная задача, требующая участия психолога.

ВКЛЮЧАТЬ ИЛИ НЕ ВКЛЮЧАТЬ?

В конечном итоге, решение и ответственность за то, сколько мультиков ребёнок смотрит в день и смотрит ли он их вообще, остаётся на взрослых. Сперва необходимо понять, какую роль играет просмотр мультиков в жизни ребёнка. Если они лишь один из вариантов досуга малыша, который он может заменить играми и общением со сверстниками, то просмотр нескольких серий в день не нанесёт ему вреда.

Возможно, в этой связи будут полезны несколько общих рекомендаций:

  • Не включать мультики «фоном» к основной деятельности ребёнка. Лучше поставить 3-4 в день, которые ребёнок посмотрит внимательно, чем телевизор будет включен сутки напролёт. Перманентный фоновый шум перегружает нервную систему, пусть даже вам и кажется, что вы и ребёнок привыкли его не замечать.

  • Смотреть мультики вместе с ребёнком. В этом случае они скорее будут способствовать укреплению привязанности, чем поводом для конфликтов.

  • Обсуждать с ребёнком сюжеты его любимых мультфильмов, поступки персонажей, выражать отношение к тем или иным изображённым ситуациям – это поможет ребёнку усваивать нормы поведения и ценности вашей семьи.

  • Побуждать ребёнка работать с полученной информацией – разыгрывать увиденные ситуации, рисовать и лепить любимых героев из пластилина и т.п. Это разумное сочетание различных видов активности поможет ребёнку привнести увиденное в собственный опыт.

Если же вокруг просмотра мультиков постоянно ведутся военные действия, и этот вопрос портит нервы всей семье, следует ограничить просмотр мультфильмов разумными рамками, в оставшееся же время вовлекать ребёнка в другие виды деятельности. Наверняка, сперва это вызовет бурю протеста, но родителям придётся проявить стойкость. В конечном итоге, нет ничего пагубного в том, что ребёнок немного поскучает. Но ведь именно состояние скуки может побудить его к действию. Возможно, ему окажется гораздо интереснее делать с мамой хозяйственные дела или строить шалаши из одеял и подушек, а может он серьёзно увлечётся рисованием или конструктором. Очевидно, что эти занятия потребуют больше усилий как от ребёнка, так и от родителей, но в конечном итоге они будут более полезны как для развития, так и для выстраивания отношений с окружающими.

Поделиться:

Узнать подробнее об услугах Центра и записаться на прием можно по телефону (812) 640-38-55 или заполнив форму ниже.




Имя*
E-mail*
Телефон*
Удобное время для звонка   
Сообщение*
Защита от спама*
Консультации

Индивидуальная консультация психолога / психотерапевта
Семейный психолог: консультации
Консультация сексолога /
сексопатолога
Детский и подростковый психолог: диагностика и консультации
Коучинг (лайф коучинг)
Логопед для взрослых
Логопед для ребенка
Психологическая диагностика
Профориентация для подростков и взрослых
Индивидуальная программа по снижению веса и коррекции пищевой зависимости


Сотрудничество

Работа в Fidem


Контакты

Телефон

Санкт-Петербург,
Малоохтинский проспект, д. 61А,
БЦ «Александр Невский», 3 этаж
Карта проезда


Лицензия на осуществление медицинской
деятельности № 78-01-002884

Центр Прогрессивных Технологий FIDEM — психотерапия и логопедия © 2008-2017, Санкт-Петербург / СПб