Как не вырастить лентяя

«Лень – неохота работать, отвращенье от труда, от дела, занятий; наклонность к праздности», – пишет в словаре В. Даль. «Ленивые всегда бывают людьми посредственными», –­ считает Вольтер. «Труд человека кормит, а лень портит», делает вывод народная мудрость.

В природе все основано на экономии энергии ради выживания. Потратить меньше – получить больше, закон существования организмов. Поэтому в биологии лень – это излишняя экономия энергии, не оправданная необходимостью.

Психологическая наука затрудняется дать точное определение понятию, настолько оно многогранно. Исследователи склоняются к мнению, что лень является негативным качеством, вредной привычкой, основанной на отсутствии цели и мотивации.

Часто леность, как качество, противопоставляется трудолюбию. Но понятие трудолюбия, как «выраженного позитивного отношения к труду» гораздо уже феномена лени. Ленивый человек вполне может отлично трудиться в одних ситуациях и лениться в других.


Лень – это отрицательное качество человека?

Вопрос в конце заголовка может смутить читателя. Общество относится к лени, как к пороку. Тысячелетние религиозные традиции тому подтверждение. У католиков лень – один из смертных грехов. Ислам считает, что лень (касал) – посланник ада, и советует изгонять свое эго молитвами.

С другой стороны, лень можно считать двигателем прогресса. Если бы человек не старался облегчить себе существование (не ленился), он бы не изобрел автомобиль, лифт, интернет. Тонкая грань между рациональным использованием своих сил и ленью не всегда различима.

В семье у родителя и ребенка в силу психофизических отличий могут возникнуть конфликты на этой почве. Один делает все быстро и сразу, а другой «медленно запрягает», до выполнения задачи проходит определенное время. Называть такое поведение ленью можно далеко не всегда, как и скорректировать.

Микстуры или единых рекомендаций для всех, как избавиться от лени, не существует. Чтобы разобраться, как не воспитать из ребенка лентяем, придется выяснить конкретные причины его лени. Психологические методики помогают тонко, безболезненно для ребенка исследовать ситуацию, найти истинные причины и сформировать мотивацию, новые привычки.

Организм ребенка может защищаться ленью

Ребенок пришел из школы, и всячески оттягивает время до начала выполнения уроков? Ложится спать вовремя, а утром встает с большим трудом? Ребенок вялый, плохо ест? Вы его ругаете, а он не исправляется? Присмотритесь, лень может быть показателем переутомления, когда организму требуется отдых.

Ребенок не может быть трудоголиком. Проявления лени в детском возрасте часто являются защитой от нагрузок. Особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте, когда осознанно отказаться от каких-либо дел малыши еще не умеют. Если игнорировать жалобы ребенка, наказывать за невыполнение заданий и не разобраться в ситуации, организм может защититься болезнью.

В практике психологов много случаев, когда после длительных поисков причин выявляется, что школьники часто болеют именно из-за естественной потребности организма в восстановлении. Психолог в таких ситуациях кропотливо работает с родителями и ребенком, чтобы сформировать иное отношение к нагрузкам, научить мам и пап оценивать возможности и состояние ребенка, вносить коррективы в задачи, правильно планировать труд и отдых школьника.

Защита ленью возможна и в случаях, когда с выполнением задачи у ребенка связаны только негативные эмоции:

  • попытался помыть посуду, вымыл плохо – отчитала мама;
  • сделал задание неправильно – в школе отругал учитель;
  • пытался сам покрасить балкон, испачкал все краской – попало от отца.

Когда таких неудачных опытов много, гораздо больше, чем положительных, внутренний страх наказания, оскорбления, порицания заставляет ребенка избегать выполнения заданий. Лучше слыть лентяем, чем вновь испытывать негативные переживания.

Формирование эмоциональной памяти начинается в раннем возрасте. От услышанных фраз, наказаний постепенно и автоматически складывается алгоритм отказа от работы в будущем.

«Иди, лучше посиди на диване, почитай, все равно пол нормально не вымоешь!» «Откуда у тебя руки только растут!», «Бестолковый!», «Бездельник!», «Не делай этого!». Не задумываясь о последствиях сказанного, родители внушают ребенку неуверенность в собственных силах, отбивают желание делать что-либо.

Учим ребенка видеть цель труда

Взрослый, увлеченный работой, как правило, трудится много по собственной воле. Дети (до определенного возраста) подчиняются воле родителей. Они учатся, моют посуду, ходят на кружки, убирают в комнате часто не потому, что осознают зачем, а потому, что так надо. Мотив действий один - сделать, как говорят родители. Чем старше ребенок, тем слабее действует такая мотивация. Любые трудности могут подтолкнуть ребенка не выполнять требования.

Мама привела дочку 13 лет на консультацию к психологу с жалобами, что она ленится: не учит уроки, начала прогуливать занятия в школе. Хотя в остальном девочка ведет себя хорошо: дома во всем помогает, слушается, читает книги. В семье спокойная благожелательная обстановка.

Психолог начал работу с поиска причин такой нелюбви к школе. Постепенно в ходе бесед, тестов, игр выяснилось, что девочка абсолютно не понимает смысла в учебе. Она решила стать актрисой и считает, что ей не нужны ни математика, ни химия, ни физика. Она просто тратит на них зря время. От родителей свой план девочка скрыла, потому что отец всегда негативно высказывался об этой профессии.

Кроме того, в свои права вступил подростковый возраст, на первый план вышли отношения со сверстниками и личные увлечения, мечты. В период с 12 до 16 лет авторитет родителей постепенно падает, наступает период формирования собственных ценностей. Если воспитание и развитие шло благополучно, то этими «собственными ценностями» подростка становится хорошее образование, качественное выполнение своих обязанностей, чувство ответственности. Если нет – то подготовка домашних заданий и работа на уроках перестают быть важной частью жизни подросшего ребенка. И обязательно возникают проблемы. Так случилось и с нашей юной клиенткой.

Психологом вместе с родителями был разработан план постепенной мотивации к учебе, связанный с убеждением и наглядными примерами важности хорошего образования для актрис.

Девочка была творческой, она легко и с удовольствием осваивала предметы гуманитарного цикла, но точные науки давались тяжело. Ощущение, что достичь успеха в физике и математике невозможно было еще одним пусковым механизмов для появления лени. Постепенное принятие ситуации ребенком, умение видеть свои достижения даже в тех предметах, где нет хороших оценок, формирование ответственности – все эти задачи (и не только) были решены с помощью занятий с психологом.

Мотивация страхом, деньгами, другими материальными благами может быть действенной для преодоления лени только какое-то время. Нужно поискать мотив, действительно жизненно необходимый человеку, неважно, в каком он возрасте.

«Давай помогу»

Родители часто сомневаются, заставлять ли ребенка что-то делать против его воли? Одни считают, что только таким образом формируется привычка трудиться, другим ближе демократичный подход – пусть делает только то, к чему душа лежит.

Многие дети растут без хлопот и забот, иногда в таком состоянии (при полном обслуживании другими людьми) до самой старости. Особенно сегодня, когда в семьях есть помощники по домашнему хозяйству, у ребенка – няня.

Старшие зачастую выполняют все за ребенка, лишая его инициативы. Привычка перекладывать свою работу на чужие плечи формирует леность. Насколько способен будет выросший в «тепличных условиях» человек напрягаться, преодолевать трудности и лень в дальнейшем?

Родителям предстоит найти тонкую грань между обеспечением ребенку комфортных условий и способами воспитания в нем трудолюбия. Реальную помощь в этом оказывает детский и семейный психолог.

Хороший пример – хороший результат

Как и в других вопросах воспитания личности, огромное значение имеет пример родителей. Ребенок впитывает не столько слова, обращенные к нему, сколько копирует поведение окружающих. Чтобы не воспитать лентяя, уделите этому вопросу внимание как можно раньше, оцените собственные поступки, проанализируйте взаимоотношения в семье, задайте интересующие вопросы психологу.



Поделиться:

Узнать подробнее об услугах Центра и записаться на прием можно по телефону (812) 640-38-55 или заполнив форму ниже.




Имя*
E-mail*
Телефон*
Удобное время для звонка   
Сообщение*
Защита от спама*
Консультации

Индивидуальная консультация психолога / психотерапевта
Семейный психолог: консультации
Консультация сексолога /
сексопатолога
Детский и подростковый психолог: диагностика и консультации
Коучинг (лайф коучинг)
Логопед для взрослых
Логопед для ребенка
Психологическая диагностика
Профориентация для подростков и взрослых
Индивидуальная программа по снижению веса и коррекции пищевой зависимости


Сотрудничество

Работа в Fidem


Контакты

Телефон

Санкт-Петербург,
Малоохтинский проспект, д. 61А,
БЦ «Александр Невский», 3 этаж
Карта проезда


Лицензия на осуществление медицинской
деятельности № 78-01-002884

Центр Прогрессивных Технологий FIDEM — психотерапия и логопедия © 2008-2017, Санкт-Петербург / СПб